Содержание

Рубрики

Последние статьи

Реклама

Ахундов М. Ф.


«В шариате сказано, - писал Ахундов, - что творец вселенной правосуден и что всякий мусульманин дол­жен верить этому и признать бога правосудным, потому что эта вера - одна из пяти частей основных верований в исламизме». Предположим же, что человек прожил сто лет, без болезней, печали и иных неприятностей, но гре­ша и совершая преступления. Правосудие требует, что­бы за это его наказали. Но что это за «правосудие»? «Может ли столетнее наслаждение жизнью на земле уравновеситься с дневным мучением в аду, где (соглас­но мусульманскому мифу) каждый день про­должительностью равняется тысячелетию здешнего ми­ра? Можно ли называть такого бога правосудным, когда его. мера наказания в миллион раз превышает меру пре­ступления… Согласуется ли это его действие с тем его качеством, что он источник милосердия, источник блага, источник щедрости и милости? Но такой неумолимый бог (такой мстительный бог) с его адом хуже всякого палача, хуже всякого изверга-головореза… Если он имел в виду поступить со мною так террористически, то зачем он меня создал? Когда я просил у него жизни? Если конец мой долженствовал быть таким, то черт побери его столетнюю жизнь; она (в таком случае) горче змеи­ного яда для меня, хотя бы шла в постоянной роскоши и удовольствии. Если ад действительно существует, то бог является каким-то ненавистным, отвратительным су­ществом и каким-то страшным тираном. Если же уве­рение о существовании ада есть чистая ложь, то зачем вы, шарлатаны и лицемеры-проповедники, стращаете им бедный народ… зачем не пускаете его сообщаться с дру­гими нациями?.. Вы, проповедники… держите его в по­стоянном застое, загораживаете ему путь к прогрессу, ко всякому жизненному удовольствию и вечно твердите ему с мечетских кафедр: «Не играй на музыкальных инструментах - грешно (не слушай музыки - грешно; не изучай ее - грешно; не устраивай театра - грешно); не ходи туда - грешно; не танцуй - грешно; не гляди на танцы - грешно; не слушай пения - грешно; не играй в шахматы - грешно; не играй в’нарды (настоль­ная игра, распространенная на Востоке)-греш­но; не рисуй портретов - грешно; не держи у себя в доме бюстов - грешно!».

Как атеист-просветитель, Ахундов не мог дать ма­териалистического объяснения социальных корней религии и путей ее преодоления. Ему казалось, что религия просто выдумана угнетателями для обмана невежест­венных масс. Но в то же время Ахундов правильно указывал на общественный вред ислама, как и всякой другой религии.

Он обращал внимание на несостоятельность попыток оправдать существование религии ее «нравственной цен­ностью». «Некоторые люди с узкими взглядами, - пи­сал Ахундов, - полагают, что страх, внушаемый адом, служит к удержанию человечества от преступлений». Однако факты, говорил Ахундов, опровергают это. Разве нет среди правоверных мусульман таких, которые при случае «решаются присвоить себе чужое добро»? Разве «те изверги из мусульман», которые калечили негритян­ских детей, кастрируя их, чтобы затем на «рынках му­сульманских владений» продавать как стражей - «га­ремных евнухов», и те, кто покупает их, не веруют в ад? Но «видел ли кто-нибудь вора, разбойника и убийцу из мудрецов, философов и умственно развитых и просвещенных людей, вовсе не верующих в ад?»

С негодованием Ахундов говорил о нетерпимости к людям другой веры, поддерживаемой и разжигаемой ис­ламом и другими религиями среди верующих. Помехой к национальному единению народа он считал и прово­кационно сеющуюся неприязнь между последователями двух основных направлений ислама - суннизма и шииз­ма. В начале 1877 г. Ахундов писал азербайджанскому просветителю Гасан-беку Зардаби: «Мусульмане, насе­ляющие Кавказ, расчленены на две секты, половина их шииты, другая - сунниты. Шииты ненавидят суннитов, те терпеть не могут шиитов, между ними царствует антагонизм. Никто из них друг друга слушать не хочет, где же быть единению-то?»

Анализируя многие факты из истории ислама, его обряды, посты, праздники, Ахундов писал: «Исламизм со времени возникновения своего доселе не принес на­шему отечеству ни малейшей пользы, кроме вреда». Трудно переоценить смелость этого вывода, сделанного во времена засилья мулл в Азербайджане.

Азербайджанский народ вместе со всеми наро­дами Советского Союза с глубоким уважением и лю­бовью относится к творческому подвигу Мирзы Фатали Ахундова.

Страницы: 1 2