Чему учит Ислам?
Ислам или, иначе, мусульманство,- одна из наиболее распространенных религий. Его последователи живут преимущественно в странах Азии и Африки. В нашей стране пережитки этой религии сохранились в среднеазиатских республиках, в Казахстане, Азербайджане, на Северном Кавказе, в Татарии, Башкирии и в некоторых областях Российской Федерации.
Возник ислам около тринадцати с половиной столетий назад в Аравии, в период образования арабского государства. В это время завершается процесс перехода религии арабов от многобожия к единобожию. Люди, ставшие поклоняться единому богу аллаху, стали именоваться муслимами, мусульманами, т. е. преданными.
Возникнув как религия классового общества, ислам выступил в защиту эксплуататоров. Не случайно Коран - священная книга мусульман - выдает неравенство и угнетение человека человеком за божественное установление. «Аллах, - говорится от лица бога в Коране, - одних из вас наделяет жизненными потребностями в большем избытке, чем других; но те, которые избыточнее наделены, не передают избытков своим невольникам, так чтобы они с ними равнялись в этом» (гл. 16, ст. 73). Обращаясь к неимущим, Коран требует от верующих повиновения не только богу и его «посланнику», но и тем, «которые имеют власть» (гл. 4, ст. 62), т. е. знати - ханам, султанам, князьям и прочим эксплуататорам.
В первые же два столетия своего существования ислам стал господствующей религией в возникшем в то время обширном феодально-теократическом государстве - халифате. Стоявшие во главе этого государства феодальные монархи - халифы являлись и главами мусульманской религии; духовенство выдавало их за «заместителей пророка» и «тень бога на земле его».
Вероучение и догматы ислама изложены в Коране, сборниках преданий - сунне и мусульманских законо дательных книгах (шариат), составленных в раннем средневековье. Из этих сочинений Коран (по-арабски «Кур’ан», что буквально значит «чтение») признается главной священной книгой. В странах, где ислам сохранил значение государственной религии, многие положения Корана имеют силу закона. На Коране принимаются клятвы, его рукописям и отдельным изречениям придается магическая сила. Выписки из этой книги мусульмане часто носят на себе как талисманы.
Согласно мусульманскому догмату, Коран не сотворен, а существует предвечно; его подлинник хранится под престолом аллаха. Текст его будто бы, как откровение передан богом пророку Мухаммеду частями при посредстве ангела Джебраиля. В действительности же эта книга, состоящая из 114 глав (сур) различного объема, составлена в VII в. н. э., при власти первых халифов.
Содержание Корана неоднородно: в нем много мифов и легенд, заимствованных из верований древних арабов, а также из других, более старых, чем ислам, культов, особенно из иудаизма и христианства, последователи которых жили в ряде мест Дравии до возникновения ислама. Содержащиеся в Коране представления о человеке и окружающей его природе весьма ограниченны и наивны. История вселенной сведена в Коране к творческим действиям разумного божества - аллаха. Он-де сказал: «Будь», и появились «небеса и земля» (ел. 6, ст. 72). Аллах «создал семь небес рядами» (гл. 67, ст. 3), как «семь твердей» (гл. 72, ст. 12). Из семи небес бог «украсил уже небо ближайшее светильниками и сделал их побиением для дьяволов» (гл. 67, ст. 5). Он «построил» небо, «воздвиг свод его и устроил, сделал темной ночь его и вывел зарю, и землю после этого распростер, вывел из нее воду и пастбище, и горы - он утвердил их» (гл. 79, ст. 27-32).
Человек также создан аллахом, «вдувшим в него от своего духа» (гл. 32, ст. 8). Из чего сотворил бог первого человека - Адама, из Корана не ясно, так как в разных его местах на этот вопрос даны различные ответы. То сказало, что из земли, то из глины, то из глины сухой, «звенящей», то, наоборот, из липкой, следовательно, сырой.
Этот пример показывает, что Коран включает противоречивые сказания, материалы, автором которых не могло быть одно лицо.
По Корану, человек «создан слабым» (гл. 4, ст. 32), «колеблющимся», «малодушным» (гл. 70, ст. 19) и призван богом не бороться за лучшую долю, а безропотно переносить любые невзгоды и лишения, утешаясь надеждой на «будущую жизнь» в раю. Тем самым авторы этой «священной» книги призывают человека помышлять лишь о личном «спасении».
В Коране отразились многие обычаи древности и раннего средневековья на Востоке. Это нашло отражение в сурах, касающихся отношения к женщине. Коран разрешает многоженство, продажу невест, выдачу замуж малолетних. В нем указывается, например, что и сирот можно брать в жены «и двух, и трех, и четырех» сразу (гл. 4, ст. 3). А при разделе наследства «мужчине доля, равная доле двух женщин» (гл. 4, ст. 175); в суде как свидетели только две женщины могут заменить одного мужчину (гл. 2, ст. 282) и т.д.Ссылками на положения Корана, требующие от женщины закрывать лицо и соблюдать затворничество, охранители старины и сейчас хотят удержать женщину от участия в общественной жизни, внушить ей необходимость ношения вредных и уродливых ритуальных покрывал - чадры, чачвана и паранджи, яшмака, сохранить старые обычаи, такие, как взимание калыма - продажу невест, выдачу замуж малолетних и т. п.
Страницы: 1 2