Содержание

Рубрики

Последние статьи

Реклама

Чему учит Ислам?

Ислам или, иначе, мусульманство,- одна из наиболее распространенных религий. Его последователи живут преимущественно в странах Азии и Африки. В нашей стране пережитки этой религии сохранились в средне­азиатских республиках, в Казахстане, Азербайджане, на Северном Кавказе, в Татарии, Башкирии и в некото­рых областях Российской Федерации.

Возник ислам около тринадцати с половиной столе­тий назад в Аравии, в период образования арабского государства. В это время завершается процесс перехода религии арабов от многобожия к единобожию. Люди, ставшие поклоняться единому богу аллаху, стали имено­ваться муслимами, мусульманами, т. е. преданными.

Возникнув как религия классового общества, ислам выступил в защиту эксплуататоров. Не случайно Ко­ран - священная книга мусульман - выдает неравен­ство и угнетение человека человеком за божественное установление. «Аллах, - говорится от лица бога в Коране, - одних из вас наделяет жизненными потребностя­ми в большем избытке, чем других; но те, которые избы­точнее наделены, не передают избытков своим неволь­никам, так чтобы они с ними равнялись в этом» (гл. 16, ст. 73). Обращаясь к неимущим, Коран требует от верующих повиновения не только богу и его «по­сланнику», но и тем, «которые имеют власть» (гл. 4, ст. 62), т. е. знати - ханам, султанам, князьям и прочим эксплуататорам.

В первые же два столетия своего существования ис­лам стал господствующей религией в возникшем в то время обширном феодально-теократическом государст­ве - халифате. Стоявшие во главе этого государства феодальные монархи - халифы являлись и главами мусульманской религии; духовенство выдавало их за «заместителей пророка» и «тень бога на земле его».

Вероучение и догматы ислама изложены в Коране, сборниках преданий - сунне и мусульманских законо дательных книгах (шариат), составленных в раннем средневековье. Из этих сочинений Коран (по-арабски «Кур’ан», что буквально значит «чтение») признается главной священной книгой. В странах, где ислам сохра­нил значение государственной религии, многие положе­ния Корана имеют силу закона. На Коране принимают­ся клятвы, его рукописям и отдельным изречениям при­дается магическая сила. Выписки из этой книги му­сульмане часто носят на себе как талисманы.

Согласно мусульманскому догмату, Коран не сотво­рен, а существует предвечно; его подлинник хранится под престолом аллаха. Текст его будто бы, как открове­ние передан богом пророку Мухаммеду частями при посредстве ангела Джебраиля. В действительности же эта книга, состоящая из 114 глав (сур) различного объ­ема, составлена в VII в. н. э., при власти первых халифов.

Содержание Корана неоднородно: в нем много ми­фов и легенд, заимствованных из верований древних арабов, а также из других, более старых, чем ислам, культов, особенно из иудаизма и христианства, после­дователи которых жили в ряде мест Дравии до возник­новения ислама. Содержащиеся в Коране представления о человеке и окружающей его природе весьма ограничен­ны и наивны. История вселенной сведена в Коране к творческим действиям разумного божества - аллаха. Он-де сказал: «Будь», и появились «небеса и земля» (ел. 6, ст. 72). Аллах «создал семь небес рядами» (гл. 67, ст. 3), как «семь твердей» (гл. 72, ст. 12). Из семи небес бог «украсил уже небо ближайшее светильниками и сде­лал их побиением для дьяволов» (гл. 67, ст. 5). Он «по­строил» небо, «воздвиг свод его и устроил, сделал тем­ной ночь его и вывел зарю, и землю после этого рас­простер, вывел из нее воду и пастбище, и горы - он утвердил их» (гл. 79, ст. 27-32).

Человек также создан аллахом, «вдувшим в него от своего духа» (гл. 32, ст. 8). Из чего сотворил бог перво­го человека - Адама, из Корана не ясно, так как в раз­ных его местах на этот вопрос даны различные ответы. То сказало, что из земли, то из глины, то из глины су­хой, «звенящей», то, наоборот, из липкой, следователь­но, сырой.

Этот пример показывает, что Коран включает про­тиворечивые сказания, материалы, автором которых не могло быть одно лицо.

По Корану, человек «создан слабым» (гл. 4, ст. 32), «колеблющимся», «малодушным» (гл. 70, ст. 19) и при­зван богом не бороться за лучшую долю, а безропотно переносить любые невзгоды и лишения, утешаясь надеждой на «будущую жизнь» в раю. Тем самым авторы этой «священной» книги призывают человека помышлять лишь о личном «спасении».

В Коране отразились многие обычаи древности и раннего средневековья на Востоке. Это нашло отраже­ние в сурах, касающихся отношения к женщине. Коран разрешает многоженство, продажу невест, выдачу за­муж малолетних. В нем указывается, например, что и сирот можно брать в жены «и двух, и трех, и четырех» сразу (гл. 4, ст. 3). А при разделе наследства «мужчине доля, равная доле двух женщин» (гл. 4, ст. 175); в суде как свидетели только две женщины могут заменить од­ного мужчину (гл. 2, ст. 282) и т.д.Ссылками на положения Корана, требующие от женщины закрывать лицо и соблюдать затворничество, охранители старины и сейчас хотят удержать женщину от участия в общественной жизни, внушить ей необходимость ношения вредных и уродливых ритуальных покрывал - чадры, чачвана и паранджи, яшмака, сохранить старые обычаи, такие, как взимание калыма - продажу невест, выдачу замуж малолетних и т. п.

Страницы: 1 2