Содержание

Рубрики

Последние статьи

Реклама

Чернышевский Н. Г.

Великий русский революционер-демократ, идейный вождь крестьянской революции, предшественник русской социал-демократии - Н. Г. Чернышевский был воинствующим материалистом, беспощадным борцом с идеализмом и поповщиной.

Николай Гаврилович Чернышевский родился в Са­ратове 24 июля 1828 г. Будучи сыном видного среди гу­бернского духовенства священника, он 16-ти лет начи­нает обучаться в духовной семинарии, но через два года оставляет ее и поступает в Петербургский университет.

Он не ограничивается в своем образовании рамками избранной специальности - историка-филолога. Его глу­боко интересуют общественно-политические и философ­ские проблемы. Он изучает опыт русского и западноев­ропейского революционного движения, русскую и запад­ноевропейскую литературу, произведения английских экономистов, французских материалистов, труды Гегеля и Фейербаха.

К концу 40-х годов Чернышевский безоговорочно принимает идеи материализма и революционного демо­кратизма, а с середины 50-х годов, когда в России складывалась революционная ситуация и усиливалась борьба за освобождение крестьян, он становится при­знанным идейным и политическим вождем революци­онной демократии и возглавляет ее легальный орган - журнал «Современник».

В июне 1862 г. царское правительство закрыло «Со­временник». Чернышевский был брошен в застенок Пет­ропавловской крепости. Спустя два года его подвергают гнусному обряду «гражданской казни» и усылают на каторгу в Сибирь. Лишь в 1883 г. в связи с тяжелым состоянием здоровья ему разрешили поселиться в Астра­хани, а затем незадолго до смерти - в Саратове. Здесь он и умер в 1889 г

Ни тюрьма, ни каторга не сломили могучей воли ве­ликого революционера-демократа.

Он. всегда оставался непримиримым врагом само­державия и поповщины, страстным борцом за полити­ческое и духовное освобождение народа.

Историк Н. И. Костомаров в своей автобиографии пишет, что Чернышевский «был энергичен до фанатизма, верен своим убеждениям во всей жизни и в своих по­ступках и стал ярым апостолом безбожия, материализма и ненависти ко всякой власти… Учение, которое он везде и повсюду проповедовал, где только мог, было таково: отрицание божества; религиозное чувство в его глазах была слабость; суеверия - источник всякого зла и не­счастья для человека; бог нашей религии - отвлеченная идея, олицетворяемая сообразно той степени человече­ского развития, при какой творились языческие боже­ства».

Невыразимо трудно было в условиях полицейского сыска и жандармско-поповской цензуры развивать идеи свободолюбия, идеи материализма и атеизма. Чернышев­скому приходилось свои атеистические взгляды излагать в трудах, посвященных вопросам естествознания, лите­ратуры, в рецензиях на книги и статьи по истории, фи­лософии. Он вынужден был выражаться эзоповским языком.

Основным философским произведением Чернышев­ского, в котором наиболее полно сформулированы его взгляды на развитие природы и человека, является «Ан­тропологический принцип в философии». Здесь Черны­шевский, развивая материалистические идеи Фейербаха, выступает против всяких проявлений идеализма.

«Антропологический принцип» утверждает единство человека и отрицает его деление на материальную и ду­ховную сущность: «…Если бы человек имел кроме реаль­ной своей натуры другую натуру, то эта другая натура непременно обнаруживалась бы в чем-нибудь, и так как она не обнаруживается ни в чем, так как все происходя­щее и проявляющееся в человеке происходит по одной реальной его натуре, то другой натуры в нем нет». Ины­ми словами, ничто не может доказать существования у человека какой-либо сверхъестественной, божественной души.

Отстаивая идею о материальной обусловленности всех поступков человека, Чернышевский подрывает бого­словские догматы об ответственности человека за свои поступки перед богом. Критерием для моральной оценки поступков человека Чернышевский считает интересы кол­лектива, а не выполнение или нарушение божественных заповедей.

Страницы: 1 2