Содержание

Рубрики

Последние статьи

Реклама

Чернышевский Н. Г.

«Антропологический принцип в философии» весьма отчетливо выражает мысль о том, что научная материа­листическая система объяснения явлений природы и об­щества не оставляет места для фантастических религиоз­ных представлений, что по мере развития научных зна­ний сфера религии неуклонно сужается. И, чем раньше исчезнут религиозные представления, тем лучше, ибо они тормозят развитие науки и общества в целом.

Главное управление цензуры в июле 1860 г., выска­зывая недовольство по поводу ряда статей, опубликован­ных в «Современнике», особое возмущение выражало по поводу «Антропологического принципа в философии», который подрывал «безусловный закон» (так замыслова­то обозначалась религия) и «духовную сторону» чело­века.

Эта статья вызвала гнев и недовольство защитников мракобесия, и в первую очередь духовенства. Сигналом к общему наступлению всех сил реакции против рево­люционера-демократа послужила статья профессора Ки­евской духовной академии П. Юркевича «Из науки о человеческом духе», которая появилась в «Трудах Ки­евской духовной академии», а потом была перепечатана с комментариями К. Каткова в «Русском вестнике».

За Юркевичем и Катковым на Чернышевского опол­чились и другие. Наконец, митрополит московский Фила­рет в письме на имя министра внутренних дел, указывая на Чернышевского и его полемику с Юркевичем, обра­тился с просьбой изыскать «средства законами и прави­тельственными мерами преградить разрушительное влия­ние противурелигиозных мудрований и направлений и охранить дух религиозный, и нравственный».

Но и после «принятия мер», находясь в тюрьме и ссылке, Чернышевский продолжал отстаивать материа­лизм и атеизм. В романе «Что делать?», написанном в стенах Петропавловской крепости, он, в частности, по­казывает, как священнослужители, разочаровавшиеся в религии, могут оказывать помощь прогрессу. Так, протоиерей Мерцалов, человек образованный, передо­вых взглядов, соглашается служить «щитом благонра­вия» для коммунистической мастерской, организованной Верой Павловной, и одновременно читать для участни­ков курсов русскую и всеобщую историю, а не закон божий.

В примечаниях к переводу «Введения в историю XIX века» Гервинуса Чернышевский развивает свои взгляды на роль религии в обществе.

Различные религиозные представления, по мнению Чернышевского, возникли под воздействием причин естественного и общественного порядка. Появившись на почве невежества масс, религия становится средством закрепления этого невежества. В силу этого господст­вующие классы поддерживали и поддерживают ее, охра­няя от научной критики.

Чернышевский обращает внимание на прямую связь деятельности католической церкви с политическими и экономическими интересами, с интересами светской власти.

Письма Чернышевского сыновьям из ссылки являют­ся примером оптимизма и подлинного гуманизма. В них в противовес религиозному эгоистическому идеалу лич­ного загробного спасения великий демократ выдвигает идеал беззаветного служения народу.

В этих письмах он резко критикует идеализм и ми­стицизм Канта, указывая, что «трансцендентально дан­ные формы интуиции» понадобились Канту лишь для того, чтобы отстоять свободу воли, бессмертие души, существование бога, промысел божий о благе людей на земле и о вечном блаженстве их в будущей жизни.

Мотивы борьбы с религией звучат и в подцензурных статьях Чернышевского последнего периода его жизни.

В. И. Ленин, называя Чернышевского «величайшим представителем утопического социализма в России», пи­сал: «Чернышевский был материалистом и смеялся до конца дней своих… над уступочками идеализму и мистике…»

Страницы: 1 2