Содержание

Рубрики

Последние статьи

Реклама

Джон Локк

29 августа 1632 г. в маленьком английском городке Рингтоне начался жизненный путь выдающегося английского мыслителя Джо­на Локка. С именем Локка связана одна из замечательных страниц в истории философской мысли. Выступив как страстный борец против схоластики, он внес значительный вклад в материалистическую фило­софию. Высоко оценивая его роль в развитии материалистических идей, Ф. Энгельс писал: «В области философии Англия может назвать по крайней мере два крупных имени - Бэкона и Локка».

Главная заслуга Локка заключалась в разработке сенсуалистической теории познания, согласно которой все наше знание имеет в конечном итоге опытное происхождение. Под опытом он понимал воздействие на человека реально существующих предметов окружающего нас мира. Это учение было важным вкладом в борьбу передовой научной мысли про­тив религиозного мировоззрения. А ведь Локк вовсе не считал себя ате­истом. Выступая как выразитель классовых интересов буржуазии, он был ярым противником атеизма, вольнодумства и даже требовал ли­шать избирательных прав тех, кто не разделяет веры в бога. Это сказа­лось и на его философии, порой непоследовательной, двойственной, ищу­щей временами компромисса с теологическим учением. Но тем более убедительны материалистические взгляды Локка, направленные про­тив схоластики, богословия, ибо вряд ли кто-либо мог упрекнуть его в предвзятости суждений.

Честность и объективность исследователя заставили его восстать против суеверий, поддерживаемых религией, против веры в чудеса, на которых основывается всякое религиозное учение. Но наибольший вклад в борьбу против религиозного мировоззрения внесла критика Локком учения о врожденных идеях, которое являлось одной из.основ средне­вековой схоластики.

Вопросы о происхождении человеческого знания, о познавательных способностях человека вызывали интерес людей еще в глубокой древ­ности. Многие выдающиеся мыслители прошлого пытались дать ответ на эти вопросы, но, естественно, в силу слабости научного знания они не могли разработать подлинно научную теорию познания. Это явилось причиной неверного, искаженного понимания большинством философов процесса познания окружающего нас мира. Так, еще в Древней Греции крупный философ-идеалист Платон впервые выступил с учением о врож­денных идеях.

Согласно Платону, окружающая нас природа является отражением особого мира идей. Душа каждого человека когда-то жила в сверх­чувственном мире идей, там она получила необходимые знания. Если же в нашем, земном мире человеку приходится познавать, изучать тот или иной предмет, какое-либо явление, то этот процесс представляет собой просто воспоминание прошлого, того, что душа приобрела рань­ше. Иначе говоря, все идеи душа черпает от самой себя. Человек, ут­верждал Платон, рождается уже с готовыми идеями, с готовыми пред­ставлениями о вещах и явлениях окружающего нас мира.

Учение о врожденных идеях нашло немало приверженцев среди философов-идеалистов, а также среди богословов. На нем обосновывал свои утверждения о врожденности человеку понятия бога один из пер­вых христианских теологов - блаженный Августин. Это учение полу­чило развитие в философии виднейшего французского мыслителя XVII столетия Рене Декарта, который считал, что чувства дают знание слу­чайного, единичного. Следовательно, они могут вводить разум в заблуж­дение, а потому следует признать, что только душа может быть источ­ником основополагающих принципов науки.

Выступая против схоластики, Джон Локк подверг уничтожающей критике теорию врожденных идей. Приводя фактический материал, при­зывая на помощь историю, этнографию, он доказывал, что нет общих принципов, которые бы признавались одновременно всеми народами. А ведь если бы действительно существовали врожденные идеи, то они должны бы быть присущи всему человечеству.

Страницы: 1 2