Содержание

Рубрики

Последние статьи

Реклама

Джон Локк

Локк решительно отверг утверждение о том, что все люди от рож­дения имеют в готовом виде идею бога. Он справедливо отмечал, что «многие не имеют в своей душе четкого и ясного представления о бо­жестве», что «у разных народов идеи бога различны». Это, по его мне­нию, наиболее убедительное доказательство того, что у людей нет какого-то врожденного понятия о боге. Локк писал, что «богословы так и не добились того, чтобы заставить людей иметь одинаковые и верные идеи о нем. Сколько найдется, если осведомиться, даже среди нас, лю­дей, представляющих себе бога сидящим на небе, в образе человека, и имеющих много других нелепых и неуместных представлений о нем… Поговорите с сельским людом почти любого возраста и с юными людь­ми почти всякого общественного положения, и вы увидите, что хотя имя бога часто бывает у них на устах, но связанные с этим именем по­нятия так странны, плоски и жалки, что трудно представить себе, что они были сообщены разумным человеком, а еще труднее, чтобы это были черты, написанные пером самого бога».

Отметая утверждения средневековых схоластов о том, что человеку врождены какие-то идеи и., следовательно, люди могут познавать дейст­вительность, не.обращаясь к опыту, Локк указывал, что ни один науч­ный принцип не может быть сформулирован до тех пор, пока человек не приобретет простые идеи из чувственного опыта. Всякое познание, по Локку, начинается с опыта. Чувственный опыт - источник всякого знания. «В опыте все наше знание, от него в конце концов оно проис­ходит», - писал он.

Человеческое познание, по учению Локка, начинается с того момента, когда мы сталкиваемся с предметами и явлениями объективной дей­ствительности. Мы ощущаем и воспринимаем различные вещи и в ре­зультате их воздействия на наши органы чувств образуем идеи о них, которые, с одной стороны, представляют собой чувственный образ, а с другой - логическое понятие. Такими простыми идеями, которые дает нам какое-либо одно чувство, являются идеи света и тьмы, тепла и хо­лода, жесткого и мягкого и т. п. В совокупности они и составляют че­ловеческий опыт. «Простые идеи, - указывал Локк, - не выдумки нашего воображения, но естественные и правильные продукты внешних вещей, реально действующих на нас». Одновременно он указывает, что человек получает простые идеи тогда, когда он получает первое ощуще­ние.

Таким образом, учение Локка прямо противоречило тому, что про­поведовали богословы.

Он доказывал, что не существует также врожденных принципов нравственного поведения, как об этом твердили схоласты. Он писал: «Где же эти врожденные принципы справедливости, благочестия, благо­дарности, правды, целомудрия? Где то всеобщее признание, которое уверяет нас в существовании таких врожденных правил? …Если мы бросим взгляд на людей, каковы они есть, то увидим, что в одном месте одни чувствуют угрызения совести из-за того, в чем другие в другом месте поставляют в свою заслугу».

Утверждения о врожденных идеях, по мнению Локка, всегда служи­ли тем, кто пытался в своих корыстных интересах подчинить себе дру­гих. «При такой слепой доверчивости, - указывал он, - легче было ими управлять и сделать их полезными… Обладать авторитетом дикта­тора принципов и наставника неоспоримых истин и заставлять других на веру принимать за врожденный принцип все, что может служить це­лям учителя, - это немалая власть человека над человеком». Нетрудно видеть, что эти слова имеют прямое отношение к служителям религии, которые, внушая верующим представление о врожденных идеях, пре­следовали прежде всего цель подчинения мышления людей своей власти.

Философия Локка была во многом непоследовательной. В ней можно найти немало слабых мест, уступок теологии, которые были впоследст­вии использованы философами-идеалистами. Но это не может умалить его роли в разоблачении идеалистических и религиозных взглядов, и прежде всего представления о врожденных идеях.

Страницы: 1 2