Содержание

Рубрики

Последние статьи

Реклама

Джордано Бруно

Он был сожжен в ранний утренний час при свете факелов. Кровавые языки пламени лизали его те­ло, а рядом, у его ног, пылали книги, в которых он рассказал человечеству правду о мироздании, раскрыл тайны природы. Пламя испепелило бумагу, но оно не смогло уничтожить мысли великого человека, которые пережили века. И люди XX столетия свято хранят па­мять о беспримерном подвиге выдающегося ученого, непримиримого борца за науку…

Джордано Бруно родился в 1548 г. в Италии, в ма­леньком городке Ноле, близ Неаполя, в семье мелкого дворянина. С юных лет пробудилась в нем тяга к зна­ниям. В десять лет он начал учиться в Неаполе в ча­стной гуманистической школе, в семнадцать вступил в доминиканский монашеский орден, стал послушником в неаполитанском монастыре святого Доминика. В те да­лекие годы монастыри Италии были центрами школьного обучения, очагами средневековой культуры. Двенадцать долгих лет пребывания в монастыре Бруно посвятил глу­бокому изучению гуманитарных наук и естествознания. С жадностью он впитывает в себя все, чем была бо­гата современная ему наука. Он знакомится с трудами древних мыслителей, с сочинениями передовых ученых своего времени: Коперника, Парацельса, Телезио. Он изучает логику и диалектику, литературу и метафизику, делает свои первые литературные опыты. Он пишет комедию «Светильник», в которой в сатирической форме рисует своих собратьев по монашескому ордену, вы­смеивает Псевдоученых, прикрывающих высокопарными речами свое невежество.

Пребывание в монастыре дало многое для становле­ния взглядов и воззрений молодого Бруно. Находясь в среде монахов, он видит вокруг себя лицемерие, хан­жество, ложь, процветающие в стенах божьей обители. Шаг за шагом он приходит к пониманию ложности ре­лигиозного вероучения, которое провозглашается с цер­ковных кафедр.

Первым вызовом Бруно католической религии было его выступление против культа икон. В 1566 г. Бруно, уже переведенный из послушников в монахи, выбросил из своей кельи образа святых, за что был привлечен к суду святой инквизиции Проходит еще некоторое вре­мя - и молодой монах монастыря святого Доминика подвергается новому обвинению - в кощунстве над об­разом богоматери. Тучи над головой Бруно сгущаются. Все новые и новые обвинения против него накапливают­ся в канцелярии инквизиции, Обвинительный акт против Бруно содержит в себе 130 пунктов, которые гласят о том, что обвиняемый является опасным преступником, еретиком, осмелившимся подвергнуть критике учение ка­толической церкви. И тогда Бруно навсегда порывает с орденом доминиканцев. Снимает монашескую одежду и под покровом ночи бежит из монастыря - сначала в Рим, а затем в Северную Италию. Начались долгие годы странствий Бруно по дорогам Европы.

В апреле 1579 г. он прибыл в Женеву. Он попы­тался обосноваться в этом городе, который находился во власти протестантской церкви, но его смелые вы­ступления против кальвинистов, беспощадная критика кальвинистского учения о предопределении вызвали взрыв негодования дипломированных богословов. В этот период Бруно сделал попытку опубликовать брошюру, в которой излагал свои взгляды. Сыщики донесли вла­стям об этой брошюре, и Женевский сенат не замедлил отдать приказ об аресте Бруно. По приговору проте­стантского церковного суда - консистории он был под­вергнут унизительным обрядам, отлучен от церкви. К счастью, дело закончилось благополучно, Бруно вско­ре был освобожден и получил возможность покинуть Женеву.

И снова скитания. Лион… Тулуза… Париж… Лон­дон… И так шестнадцать долгих лет. В эти годы Бруно не прекращает занятий наукой. Из-под его пера выхо­дят труды, которым суждено было на века прославить имя выдающегося мыслителя, отвергнутого современным ему миром. Из многочисленных сочинений Бруно наибо­лее значительны «О бесконечности, вселенной и мирах», «О причине, начале и едином», «О безмерном и бесчис­ленном», «Пир на пепле» и др. В этих сочинениях он выступает с критикой религиозного вероучения, основ­ных догматов христианства. Бруно не скрывал своих взглядов, поэтому у инквизиции было достаточно мате­риала для обвинительного акта, отправившего великого ученого на костер… Церковь обвиняла его в том, что он «говорил и думал, будто Христос не является сыном божьим, не воплотился и не родился от блаженной девы, что человеческое и божественное существовали в нем только в единой ипостаси,,, что чудеса его были мни­мыми и не удивительно, если он предсказал собствен­ную позорнейшую смерть, так как совершал злодеяния. Что христианская вера преисполнена кощунствами, что нет хороших монашеских орденов и даже надо уничто­жить ордена, как и отобрать доходы, принадлежащие монахам. Отрицал пресуществление хлеба и вина в тело и кровь господа нашего, как и благодать остальных та­инств, приобретенную ими от страстей господа Иисуса Христа, Говорил, что покаяние излишне для спасения души, что плотский грех не есть грех и что святая цер­ковь впала в великое заблуждение, запрещая его, ибо он очень полезен для природы».

Страницы: 1 2