Содержание

Рубрики

Последние статьи

Реклама

Эрнст Геккель

Немецкий ученый Эрнст Геккель (1834-1919) был одной из самых известных и популярных личностей своего времени. По образова­нию врач, по профессии и призванию естествоиспытатель, писатель и философ, Геккель во всех сферах деятельности был горячим и неутомимым защитником теории эволюции. Анализируя и обобщая сов­ременные ему достижения естественных наук, он углубил и развил далее учение Дарвина, подведя под него прочный теоретический фундамент.

Эрнст Геккель считал, что мир един и материален, что неорганическая и органическая материя подчиняется единым законам природы. Созданная Геккелем материалистическая картина мира, выводы, сделан­ные им из достижений естественных наук, были направлены ученым про­тив всяческих - и в особенности религиозных - предрассудков.

Геккель был талантливым и увлеченным популяризатором науки: он читал огромное количество лекций, писал популярные исследования об отдельных видах животных и собственными руками очень интересно и старательно иллюстрировал их. Но наибольшей известностью пользова­лись его популярные философские книги, и прежде всего «Мировые за­гадки». Первое издание этой книги вышло в свет осенью 1899 г. и было восторженно встречено передовыми людьми всего мира. «Мировые за­гадки» были переведены на многие языки и разошлись в сотнях тысяч экземпляров. Чем же объясняется такой интерес к этой книге?

«Мировые загадки» - книга ученого-дарвиниста. Она направлена против тех естествоиспытателей, которые считали, что в природе суще­ствуют тайны, открыть которые человеческий разум не в состоянии. К таким тайнам, загадкам природы они относили проблемы происхожде­ния жизни, движения, сознания и речи, целесообразность в природе, т. е. все то, что наука при ее тогдашнем уровне развития не могла еще объ­яснить. Такие естествоиспытатели, сознательно или бессознательно, ос­тавляли в природе место для сверхъестественного, непознаваемого, для бога и религии. Глава за главой Геккель убеждает читателя, что в мире не существует неразрешимых загадок. Геккель доказывает, что движение - это основное неотделимое свойство материи, что зарождение жиз­ни объясняется учением об эволюции и естественном переходе неорга­нической природы в органическую, что механизм целесообразности в природе вскрыт дарвинизмом с достаточной полнотой, а решение проб­лемы происхождения мышления и речи опять-таки лежит в изучении естественных законов развития живой природы. Мир познаваем, чело­веческому разуму нет преград, подлинная наука до конца разоблачает религиозное мракобесие, говорили страницы книги.

Беспощадно критикует Геккель в своей книге религиозные суеверия, мистику, веру в чудеса, попытки религии спекулировать на мировых загадках. Геккель высмеивает христианские представления о загробной жизни, о непорочном зачатии девы Марии, разоблачает мракобесие цер­ковных руководителей и лицемерие защитников церкви.

После выхода в свет первого издания «Мировых загадок» на ее ав­тора начинаются бесчисленные нападки и богословов, и философов, и ученых, отстаивающих идеализм и религию. Бессильные опровергнуть выводы, сделанные Геккелем из развития естественных наук, они ос­корбляли его, обливали грязью, угрожали ему.

Однако Геккель продолжал свою борьбу пером и словом ученого-атеиста, обращенным прямо к народной аудитории. В 1906 г. по его по­чину был создан антирелигиозный Союз монистов, сразу же развернув­ший активную борьбу с религией, борьбу за разрыв верующих с хрис­тианской церковью.

Геккеля нельзя назвать до конца последовательным атеистом. От­брасывая представление о сверхъестественном творце мира, не призна­вая бессмертия души и всячески разоблачая эту сказку, не признавая божественной свободы воли, он считал, однако, что нужно заменить веру в личного бога верой в бога «как олицетворение природы», при­знавал полезной в христианской религии ее моральную сторону. Гек­кель не вникал в процесс общественного развития, не понимал перемен, происходивших уже в капиталистическом обществе, ему чуждо было понятие классовой борьбы. Поэтому ему так и не удалось объяснить с материалистических позиций происхождение религии, ее социальную ос­нову.

Страницы: 1 2