Содержание

Рубрики

Последние статьи

Реклама

Эрнст Геккель

Но если Геккель и не стал до конца последовательным атеистом, то тем не менее он поднял на огромную высоту знамя науки в борьбе с религией, и оно никогда не дрожало в его руках, заставляя отступать мракобесие, мистицизм, невежество. И одним из самых сокрушительных ударов, которые были нанесены Геккелем врагам подлинной науки, бы­ла его замечательная книга. Глядя далеко вперед, ученый показал в ней, что, чем больший мир откроется для человеческого познания, тем больше загадок, необъяснимых некоторое время - иногда короткое, иногда долгое, - возникнет перед учеными. Одну за другой их будет объяснять наука и обогащать сокровищницу знаний. При этом место каждой разгаданной шарады будут занимать несколько новых.

Но тщетно религия и идеализм будут цепляться за них, чтобы спе­кулировать ими во имя несуществующего бога, ибо прогресс науки по­кажет каждому человеку, что даже в еще не познанном нет и ничего не может быть сверхъестественного.



Из «мировых загадок» Э. Геккеля

«…Современные цивилизованные народы ставят свои религиозные представления, которые ценят как свое высшее духовное благо, значи­тельно выше «грубого суеверия» первобытных народов; они превозносят огромные успехи, сделанные цивилизацией в устранении его. Это - большое заблуждение! При беспристрастном критическом сравнении и оценке оказывается, что и религия и суеверие отличаются друг от друга лишь особой «формой веры» и внешней оболочкой исповедания. При ясном свете разума очищенная вера в чудеса самых свободомыслящих церковных религий оказывается-поскольку она противоречит твердо установленным и общепризнанным законам природы - таким же нера­зумным суеверием, как и грубая вера в привидения первобытных фети-шистических религий, на которые первые взирают с таким высокоме­рием.

Если мы бросим с такой нелицеприятной точки зрения критический взгляд на господствующие религиозные представления современных ци­вилизованных народов, то мы найдем, что они насквозь пропитаны на­следственным суеверием. Христианская.вера в сотворение мира, в три­единство бога, в непорочное зачатие девы Марии, в искупление, в вос­кресение и вознесение Христа и т. п. есть такой же чистый вымысел и столь же мало мирится с разумным познанием природы, как и разнооб­разные догматы мусульманской и моисеевой, буддийской и браминской религий. Каждая из этих религий для истинно «верующего» является несомненной истиной, и каждая же считает всякое другое вероучение ересью и опасным заблуждением. Чем больше какое-нибудь вероиспо­ведание считает себя «единственно-душеспасительным» - «католиче­ским» и чем ревностней защищается это убеждение как священнейшее сокровище души, тем усерднее, конечно, должно оно бороться со всеми другими вероисповеданиями и тем фанатичнее ведутся ужасные рели­гиозные войны, составляющие скорбные страницы в книге истории куль­туры. Между тем беспристрастная «критика чистого разума» убеждает нас в том, что все эти многообразные формы веры равно ошибочны и неразумны, что они суть продукты поэтического вымысла и традиции, без критики принимаемой на веру. Разумная наука должна их целиком отвергнуть, как порождение суеверия…»

Страницы: 1 2