Содержание

Рубрики

Последние статьи

Реклама

Фейербах Л.

В рядах решительных борцов с религией почетное ме­сто занимает великий немецкий философ-материалист Людвиг Фейербах, который попытался раскрыть тайну религии, веры людей в сверхъестественные силы.

Его внимание привлекло то обстоятельство, что в чертах сверхъестественного мира, каким его рисует ре­лигия, много общего с земным, в чертах сверхъесте­ственных существ много человеческих. Почему так? - задумался мыслитель.

Религия объясняла это тем, что творец мира созда­вал человека по своему образу и подобию. Фейербах же, как убежденный материалист, дал иное объяснение.

Тайну возникновения веры в сверхъестественные си­лы он увидел в самом человеке, в продуктах его созна­ния. Человек мысленно сам отделяет от себя свои осо­бенности, свойства, качества и приписывает их вымыш­ленному сверхъестественному существу - богу, которого помещает на небеса, чтобы потом поклоняться ему.

Любое свойство, которым люди наделяют бога, есть их собственное свойство, только выдаваемое за сверхъ­естественное. Причем в качестве этих божественных и богоподобных свойств принимаются те, которые значи­тельны сами по себе, выражают совершенство и разум­ность человека, в наибольшей степени существенны для него.

Греческие боги, например, представлялись физически сильными и прекрасными. И понятно почему. Ведь фи­зическая сила и красота человеческого тела прекрасны сами по себе и высоко ценились греками.

Рассматривая религию с этой точки зрения, Фейер­бах показывает, что любая из ее тайн находит объяс­нение в земной жизни: тайна божественной троицы - это тайна земной семейной жизни; тайна божественного промысла - это фантастическое осознание человеком твоего отличия от животных; миф о страстях господ­них - это высокая оценка человеческой способности страдать и даже жертвовать собой ради других лю­дей…

Такова антропологическая (от греческого слова «антропос» - человек) сущность религии в понимании Фейербаха.

В религии человек как бы удваивает себя, создавая себе в лице бога нечто вроде зеркала, в которое он смотрит на себя самого. В том, каким мыслится бог, раскрываются представления человека о самом себе, о своей действительней сущности.

Наиболее общую причину возникновения религии Фейербах видит главным образом в страхе перед непо­нятными и беспощадными силами внешнего для чело­века мира. Там, где человек страдает, угнетен, не может осуществить своих желаний и намерений, - там он ищет помощника и заступника в лице бога. «Человек верит в богов не только потому, что у него есть фанта­зия и чувство, но также и потому, что у него есть стремление быть счастливым. Он верит в блаженное существо не только потому, что он имеет представление о блаженстве, но и потому, что он сам хочет быть бла­женным; он верит в совершенное существо потому, что он сам хочет быть совершенным; он верит в бессмерт­ное существо потому, что он сам не желает умереть. То, чем он сам не является, но чем он хотел бы быть, это он представляет себе имеющимся в своих богах, боги - это желания людей, которые мыслятся как осу­ществленные в действительности, которые превращены в действительные существа; бог есть стремление чело­века к счастью, нашедшее свое удовлетворение в фан­тазии».

Объясняя происхождение религии земными причина­ми, Фейербах неустанно доказывал, что она противо­речит всему развитию науки и культуры, несовместима с разумом и истиной. Религия вредна, так как она учит людей смирению и покорности, оправдывает массу преступлений, творимых на земле, отнимает у человека все его хорошие качества, отдавая их вымышленному богу.

Перед Фейербахом, как революционным демократом, стояла практическая цель освобождения человека от власти темных сил на небе и на земле. И он призывал людей спуститься из «божественного, ни в чем не нуж­дающегося мысленного блаженства, в царство челове­ческой скорби», отказаться от пассивного смирения, связанного с надеждой на загробное вознаграждение, и начать борьбу за улучшение своей жизни на земле.

Страницы: 1 2