Содержание

Рубрики

Последние статьи

Реклама

Фейербах Л.

Взгляды Фейербаха на религию означали несомнен­ный шаг вперед в развитии атеизма. Но, к сожалению, он не мог преодолеть недостатков, присущих всем домарксовским атеистам.

Атеизм Фейербаха в целом оставался просветитель­ским. Он рассматривал человека вне исторического раз­вития, не изучал тех общественных условий, в которых протекает действительная жизнь людей. Фейербах не только выводил свойства бога из свойств человека, но вынужден был поступать и наоборот: во многом его человек - производное от бога, он, по меткому выра­жению Энгельса, «как бабочка из куколки вылетел из бога монотеистических религий». Если не изучен ни дей­ствительный человек, ни реальный мир его жизни и дея­тельности, то остается только «в уме» создавать пред­ставление о человеке, используя для этого любые дан­ные, в том числе и понятия о боге.

Вполне понятна ограниченность Фейербаха и в том, как он представлял пути преодоления религии. Сводя религию к «бессознательному самосознанию» человека, он полагал, что достаточно прояснить это самосозна­ние, сделать его «сознательным», и религии придет ко­нец. А для этого необходимо только просветить челове­ка, теоретически разоблачить религию, доказать людям, что в боге они созерцают только самих себя.

Фейербах не понимает главного: что, ликвидировать веру в потусторонний мир можно, лишь устроив зем­ную жизнь так, чтобы эта вера не могла возникнуть. Короче, не в борьбе с религией надо искать решающее средство переустройства мира, а в революционном пре­образовании существующих отношений можно и нуж­но искать реальные пути борьбы с религией.

Все особенности позиции Фейербаха в борьбе с ре­лигией объясняются тем, что он выступал как идеолог революционно-демократической буржуазии. Отсюда, с одной стороны, стремление освободить человека от всех уз и оков, в том числе и религиозных, а с другой - непоследовательность в этой борьбе, как следствие буржуазной ограниченности. Чтобы устранить религию из жизни общества, необходимо уничтожить последнее в истории эксплуататорское общество. А идеологам буржуазии не под силу даже поставить такую задачу.


ФЕЙЕРБАХ О БОГЕ


Божественная сущность - не что иное, как челове­ческая сущность, очищенная, освобожденная от индиви­дуальных границ, то есть от действительного, телесно­го человека, объективированная, то есть рассматривае­мая и почитаемая в качестве посторонней, отдельной сущности. Поэтому все определениябожественной сущ­ности относятся и к сущности человеческой.

(«Сущность христианства»)


Бог есть понятие, возмещающее недостаток теории. Бог есть объяснение необъяснимого, ничего не объясняю­щее, потому что оно должно объяснять все без различия; бог есть ночь теории, делающая все ясным сердцу, пото­му что в ней пропадает последний различающий луч рас­судка; бог есть положительное неведение, разрешающее все сомнения путем их полного отрицания, - всеведущее и ничего определенного не знающее, ибо все, что производит впечатление на разум, исчезает, теряет свою ин­дивидуальность перед религией, становится ничем пе­ред очами божественного всемогущества. Ночь есть мать религии.

(«Сущность христианства»)


Всякий бог есть существо, созданное воображением, образ, и притом образ человека, но образ, который чело­век полагает вне себя и представляет себе в виде само-стоятельного существа.

(«Лекции о сущности религии»)


Только из человека заимствует бог все свои опре­деления - бог есть то, чем человек хочет быть, - его собственное существо, его собственная цель, взятые, как действительное существо.

(«Основные положения философии будущего»)


Страницы: 1 2