Содержание

Рубрики

Последние статьи

Реклама

Франко И.

Жизнь и творчество Ивана Франко были до конца отданы своему на­роду. Выходец из бедной крестьянской семьи, он сумел окончить гимназию и университет. Франко жил и учился в Галиции - области,, насильно отторгнутой от Украины и присоединенной к Австро-Венгер­ской монархии. Украинец, сын бедняка, Франко скоро понял, что угото­вано таким, как он, в полном несправедливости мире второй половины XIX в.

Его идейные и эстетические взгляды формировались в первую оче­редь под влиянием книг Т. Шевченко и русских революционных писате­лей-демократов.

В университете Иван Франко, по его словам, «с жаром читал Л. Тол­стого, Тургенева и Помяловского, а далее-Чернышевского, Герцена и т. п.»

Арест и последовавшее затем 9-месячное заключение в тюрьму уско­рили процесс идейного возмужания Франко. Полицейский шпион докла­дывал на суде, что заключенный Иван Франко говорит о неминуемой ги­бели самодержавного строя, о том, что «религия и все, чему учат свя­щенники, ложь». Если раньше Франко был, по собственному выражению, «социалистом по симпатии, как мужик», то после выхода из тюрьмы он сознательно включается в революционное движение и до конца дней отдает свое перо на службу рабочему классу и трудовому крестьян­ству.

Деятельность Ивана Яковлевича Франко прежде всего связана с социальным и национально-освободительным движением в Западной Украине, однако она имеет огромное значение и для других славянских стран.

В своем творчестве писатель опирался на лучшие традиции русской и украинской революционно-демократической литературы, продолжая и развивая их.

Антиклерикальные и антирелигиозные мотивы характерны для мно­гих произведений Франко, таких, например, как стихотворение «Пья­ницы», где праведник Ной сравнивается с пьяницей Климом, или стихо­творение «Понтифекс-максимус» («Великий жрец»), в котором развен­чивается мнимая святость папы римского, и др. С наибольшей полнотой атеистические воззрения Франко выразились в поэме «Ех шпо» («Мо­нолог атеиста»). Здесь поэт говорит о времени, когда  человеческий разум стряхнет религиозные путы и уничтожит бога, так же как со­здал его.

На небе нет, не стало больше бога!.. Я стрелами могучих светлых мыслей Насквозь пронзил его и повалил, Как встарь Давид гиганта Голиафа. Мечом науки, опыта и знаний Я голову ему отсек.

Франко ненавидел католицизм и Ватикан за стремление оторвать восточных славян от России. В статье «Католический панславизм» он называет католицизм «заклятым врагом славянщины».

Выдающийся писатель всегда был верным другом русского народа. Он писал: «История сделала священным название «Русь». Под этим названием наши предки боролись и головы свои слагали, это название и вера в его святость спасли нас от национальной и моральной гибели». В 1905 г. И. Франко выступил в печати с поддержкой русской револю­ции. С ее победой он связывал самые заветные чаяния своего народа.

Франко умер 28 мая 1916 г., полутора лет не дожив до Великой Октябрьской революции. Но в памяти народной он всегда остается живым писателем-гражданином, писателем-борцом. В 1956 г. по реше­нию Всемирного Совета Мира прогрессивное человечество земли отме­чало 100-летие со дня рождения Ивана Франко. Выступая на юбилей­ных торжествах в Киеве от имени русского народа и Советского коми­тета защиты мира, поэт Николай Тихонов сказал: «Он - с нами, живой, дорогой нам всем хозяин поэтического мира и живой великий друг наш - славный, бессмертный Иван Франко».