Содержание

Рубрики

Последние статьи

Реклама

Фридрих Энгельс

Всякая религия является ни чем иным, как фанта­стическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни,— отражением, в котором земные силы прини­мают форму неземных. В начале истории объектами этого отражения являются прежде всего силы приро­ды, которые при дальнейшей эволюции проходят у различных народов через самые разнообразные и пе­стрые олицетворения… Но вскоре, наряду с силами при­роды, вступают в действие также и общественные силы, — силы, которые противостоят человеку в качестве столь же чуждых и первоначально столь же необъясни­мых для него, как и силы природы, и подобно послед­ним господствуют над ним с той же кажущейся есте­ственной необходимостью.

Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинствен­ные силы природы, приобретают теперь также и обще­ственные атрибуты и становятся представителями исто­рических сил. На дальнейшей ступени развития вся со­вокупность природных и общественных атрибутов мно­жества богов переносится на одного всемогущего бога, который, в свою очередь, является лишь отражениемабстрактного человека. Так возник моноте­изм… В этой удобной для использования и ко всему приспособляющейся форме рели­гия может продолжать свое существование как непосредственная, т. е. эмоциональ­ная форма отношения людей к господству­ющим над ними чуждым силам, природ­ным и общественным, до тех пор, пока лю­ди фактически находятся под властью этих сил.

Но мы уже неоднократно видели, что в современном буржуазном обществе над людьми господствуют, как какая-то чуждая сила, ими же самими созданные экономиче­ские отношения, ими же самими произве­денные средства производства. Фактиче­ская основа религиозного отражения дей­ствительности продолжает, следовательно, существовать, а вместе с этой основой про­должает существовать и ее отражение в ре­лигии. И хотя буржуазная политическая эко­номия и дает некоторое понимание причин­ной связи этого господства чуждых сил, но дело от этого ничуть не меняется. Буржу­азная политическая экономия не в состоя­нии ни предотвратить кризисы вообще, ни уберечь отдельного капиталиста от убыт­ков, от безнадежных долгов и банкротства, ни избавить отдельного рабочего от безработицы и ни­щеты.

До сих пор еще в ходу поговорка: человек пред­полагает, а бог (т. е. господство чуждых человеку сил капиталистического способа производства) располагает. Одного только познания, даже если оно идет дальше и глубже познания буржуазной политической экономии, недостаточно для того, чтобы подчинить общественные силы господству общества. Для этого необходимо преж­де всего общественное действие. И когда это действие будет совершено, когда общество, взяв во владение всю совокупность средств производства и планомерно управляя ими, освободит этим путем себя и всех своих членов от того рабства, в котором ныне их держат ими же самими произведенные, но противостоящие им, в качестве непреодолимой чуждой силы, средства про­изводства, когда, следовательно, человек будет не толь­ко предполагать, но и располагать,— лишь тогда исчез­нет последняя чуждая сила, которая до сих пор еще отражается в религии, а вместе с тем исчезнет и само религиозное отражение, по той простой причине, что тогда уже нечего будет отражать.

(Ф. Энгельс. Анти-Дюринг).