Содержание

Рубрики

Последние статьи

Реклама

Галан Я.

Писатель-коммунист. За этими словами стоит жизнь, полная неуто­мимой борьбы против всего реакционного, отжившего. Таким мы и знаем Ярослава Галана - борца против фашизма, против реакции, про­тив религиозного мракобесия.

Ярослав Александрович Галан родился в семье мелкого чиновника 27 июля 1902 г. в местечке Дынов, вблизи Перемышля (Галиция). С юношеских лет он сближается с революционным рабочим движением, а в 1924 г. вступает в ряды подпольной Коммунистической партии Западной Украины. Борьба за социальное освобождение трудящихся для Галана была неразрывно связана с борьбой против католицизма, стремившегося тогда любыми средствами задушить всякое проявление свободомыслия и демократии.

Находясь в 20-х гг. в Италии, Галан видел, как рождался «союз кре­ста и свастики» в борьбе против рабочего движения и демократии.

Литературной деятельностью Ярослав Галан начал заниматься с 1927 г. В период с 1928 по 1932 г. им было опубликовано в журнале «Вжна» («Окна») 35 произведений, в которых он гневно клеймит по­зором украинский буржуазный национализм и униатскую церковь.

В последние годы своей жизни Галан создал ряд блестящих произ­ведений, разоблачающих гнусную деятельность католических священ­ников, направленную против лагеря социализма, мира и демократии: памфлеты «Папская слеза», «Отец тьмы и присные», «Сумерки чужих богов», «На службе у сатаны», пьеса «В Риме колокола звонят» и т. д.

Ярослав Галан не раз говорил о том, какую участь в конце концов может уготовить для него «смиреннейший» и «всепрощающий» центр католицизма, И писатель не ошибся. Он был убит 24 октября 1949 г. топориком, специально освященным в католической церкви, убит на своем боевом посту, когда он, сидя за рабочим столом, создавал свое очередное произведение - «Величие освобожденного человека»…

Очевидны мотивы зверского убийства Ярослава Галана. На одном из сборищ «штаба» западноукраинских националистов их главарь, сын священника греко-католической церкви Щипанский, мотивируя необ­ходимость убийства Галана, откровенно говорил: «Галана надо убить, убить потому, что он выступал против Ватикана».

Подняв оружие на Ярослава Галана, религиозные мракобесы вы­ступили против всего прогрессивного. И в этом выступлении, в этом гнусном убийстве проявляется не сила, а бессилие религии и церкви перед самим Ярославом Галаном, перед поступательным движением прогресса вообще. «Те, что вышли из тьмы, - писал Галан, - во тьму и канут, ибо когда восходит солнце дня, тускнеют светила ночи».