Содержание

Рубрики

Последние статьи

Реклама

Галилео Галилей

Кроме того, он был талантливым музыкантом, литератором, худож­ником.

Август 1609 г. 45-летний ученый начинает наблюдать небесные све­тила в телескоп, который он сделал собственноручно. Великий это грех - шарить глазами по небу, так сказать, подглядывать за богом. Небо - это «обитель чистого света», «жилище блаженных», там «райские черто­ги», «царство небесное». Такими замечаниями встретили дерзновенные начинания Галилея служители религии.

О своих телескопических открытиях Галилей рассказал в небольшой книге под заглавием «Звездный вестник». Книга была выпущена в 1610 г. и произвела огромное впечатление. Имя Галилея стало всемирно известным. Многие ученые и влиятельные лица искали знакомства и дружбы с Галилеем. Однако работы Галилея основывались на новых идеях о строении мира, что вызывало ненависть и злобу в стане его врагов - защитников библейского вздора. 5 марта 1616 г. в Риме был опубликован варварский декрет Конгрегации святого индекса (это «свя­тое» учреждение римско-католической христианской церкви ведало вопросами разрешений и запрещений). Декрет запрещал учение Коперника. Запрещено было не только разделять или отстаивать это учение, но да­же и подвергать его обсуждению. В декрете говорилось: «Положение, что Солнце находится в центре мира, является ложным… оно явно про­тиворечит священному писанию… Положение, будто Земля не находится в центре мира и движется, ложно и нелепо с философской точки зрения, с богословской.же точки зрения является по меньшей мере заблуждени­ем в вопросах веры».

Галилей в то время посетил Рим. Кардинал Роберт Беллярмин, один из виднейших церковников, «ласково увещевал» Галилея отступить от научных убеждений, отказаться от учения Коперника. Что было делать? Фактически Галилею запрещена была всякая научная деятельность. Га­лилей, вынужденный покориться, соблюдал терпеливую покорность. Но он не сдался.

Шестнадцать лет он собирал научные материалы. И вот в 1632 г. Га­лилей опубликовал на разговорном итальянском языке свое фундамен­тальное произведение «Диалог о двух важнейших системах мира». В этой книге три собеседника - сторонник коперниканства Сальвиати, со­чувствующий ему Сагредо и упорный приверженец освящаемой рели­гией средневековой науки Симпличио - очень подробно обсуждают воп­росы движения Земли и других планет, природу Луны, возможность изменчивости небесных светил и иные научные проблемы. Галилей вы­сказывал свои взгляды устами двух первых собеседников, Симпличио же очень подробно излагал и мотивировал взгляды и доводы средне­вековых схоластов и богословов.

Галилей должен был соблюдать осторожность. Поэтому в своей кни­ге он часто ссылается на «всемогущество божье», на «неисповедимость путей божьих», на то, что бог мог создать мир тысячами разных спосо­бов, что мы-де должны «принимать мир так, как этого хочет бог» и т. п. Сальвиати в одном из высказываний даже оговорился, что он высту­пает как актер, что он вовсе не считает свои взгляды правильными. Од­нако все содержание книги Галилея говорило в пользу учения Копер­ника.

Для того чтобы в обстановке того жестокого времени выступить, пусть даже в осторожной,- завуалированной форме, против религии и антинаучных взглядов церковников и их союзников - сторонников схо­ластической науки, надо было иметь непоколебимое мужество, быть самозабвенно преданным передовой науке.

Таким и был Галилей. Он пошел на огромный риск, вступив в откры­тую борьбу за передовые научные идеи, запрещенные церковным декре­том. Он пошел на это на склоне жизни, презрев покой хорошо обеспе­ченной старости.

Последующее широко известно: 22 июня 1633 г. великий ученый был осужден за нарушение объявленного ему церковного запрета и приго­ворен к пожизненному тюремному заключению.

Церковники понимали, что само по себе это суровое осуждение никак не могло спасти религию от грозной опасности. Значительно важнее для них было найти путь к какому-нибудь соглашению с ученым. Галилею был предложен мир. Ему надлежало покаяться и обещать впредь не по­ступать так, как он себе позволил поступить. В этой сделке Галилею была обещана относительная свобода: тюремное заключение было заме­нено запрещением куда-либо выезжать из дому и грозным указанием, что кара может быть усилена. Галилей, кроме того, был обязан доно­сить о всех выступлениях, которые подрывают устои господствующей церкви и христианское вероучение.

Страницы: 1 2