Содержание

Рубрики

Последние статьи

Реклама

Гольбах П. А.

“Личный враг бога” - так в шутку называли друзья Поля Гольбаха (1723-1789), давая этим высокую оценку его неутомимой деятель­ности, направленной против религии и «представителей бога на земле» - духовенства. И это не случайно. Гольбах, пожалуй, действи­тельно более, чем кто-либо другой в его время, презирал и ненавидел религию и ее служителей.

Крупнейший представитель французского материализма XVIII в. Поль-Анри-Дитрих Гольбах по происхождению был немецким бароном. Родился он в городе Гейдельсгейме, в Пфальце, однако воспитывался и жил в Париже. Высокообразованный, жизнерадостный, простой и сер­дечный в отношениях с людьми, он располагал к себе окружающих. Свое всестороннее образование, огромную эрудицию и неутомимое трудолюбие, как и свое большое состояние, Гольбах целиком посвятил борьбе против абсолютизма, засилья церкви, религиозного мракобесия, предрассудков и суеверий.

В 1770 г. вышла в свет его знаменитая книга «Система природы, или Законы физического и духовного мира». В этом труде Гольбаха, в со­здании которого активное участие принимал глава энциклопедистов Дид­ро, как в фокусе, получило свое законченное и систематизированное вы­ражение материалистическое учение того времени. Книга была проникну­та революционным духом и направлена как против богов, так и против королей. О «Системе природы», именуемой в то время «Библией атеиз­ма», говорили, что «все разбросанные критикой того века взрывчатые вещества были соединены здесь в одну громоносную машину бунта и разрушения».

Своей революционной направленностью, воинствующей антирелиги­озностью и беспощадным антиклерикализмом «Система природы» ужас­нула не только придворную знать. Даже «вольнодумный» Вольтер, ко­торый, однако, в своей борьбе против «гнусной церкви» не посягал на «высшее существо», поспешил заявить, что он не разделяет взглядов автора «Системы природы» и что он пишет возражение на эту книгу. В царской России «Система природы» входила в список запрещенной литературы и впервые была опубликована лишь после Октябрьской ре­волюции, в 1924 г.

В 1772 г. Гольбах опубликовал свой новый большой труд - «Здра­вый смысл, или Естественные идеи, противополагаемые идеям сверхъ­естественным», в котором сохранил направленность первой книги. Как и большинство других сочинений Гольбаха, книга «Здравый смысл» бы­ла осуждена парижским парламентом (высшим судебным учреждением дореволюционной Франции) и 10 января 1774 г. сожжена на костре ру­кою палача.

Остроумие, проникнутое сарказмом, присуще таким работам Гольба­ха, как «Карманное богословие», «Разоблаченное христианство», «Гале­рея святых», «Священная зараза». В этих книгах Гольбах едко вы­смеивает нагромождение чудовищных нелепостей, составляющих религиозную систему. Гольбах словно сдергивает позолоченное покрывало с религии, обнажая перед человеком все ее омерзительные язвы, все ее гниющее, разлагающееся существо. Он как бы говорит человеку: «Взгля­ни, наконец, на религию трезво. Смотри внимательнее на то, во что ты веришь: смотри, хотя, может быть, это тебе и неприятно, смотри до тех пор, пока у тебя не появится на всю жизнь сохраняющееся чувство от­вращения, брезгливости ко всему, что связано с религией».

Обосновывая материалистическую точку зрения, Гольбах доказывал, что природа вечна и бесконечна в пространстве и времени, что она не нуждается ни в какой надприродной силе для своего движения и разви­тия. Подвергая критике религиозные взгляды о происхождении челове­ка, он писал: «Человек - дело рук природы, он существует в природе, он подчинен ее законам, он не может - даже в мысли - выйти из при­роды». Гольбах доказывает единство всех трех царств природы (неорга­нического, растительного и животного, включающего человека), явле­ния которых образуют «огромную цепь причин и следствий».

Страницы: 1 2