Содержание

Рубрики

Последние статьи

Реклама

Искусство и религия

Одной из излюбленных идей церковников издавна является утверждение религиозной сущности искусства. Хорошо понимая огромное воспитательное воздействие искусства, они всегда стремились подчинить его интересам церкви.
В действительности же и по происхождению, и по своему значению в жизни человеческого общества искусство противоположно и враждебно религии.
Если в основе религиозного сознания лежит слепая вера в сверхъестественное, чувство страха и бессилия перед непознанными силами природы и общества, то искусство, напротив, вырастает из потребности правильно разобраться в жизни, в реальной действительности. Первоначально эта потребность была связана с нуждами повседневной трудовой деятельности. Об этом говорят сохранившиеся памятники первобытного искусства, созданные 30-40 тысяч лет назад. Наши далекие предки, стоявшие у колыбели искусства, изображали на стенах пещер и каменных плитах преимущественно фигуры животных (бизон, олень). Ведь от удачной охоты на этих животных зависело существование первобытного человека.
Наивный реализм этих изображений не имеет ничего общего с религиозным мировосприятием. Они свидетельствуют о поразительной наблюдательности, не затемненной никакой потусторонней идеей. Работая над изображением, первобытный охотник проверял и закреплял жизненно необходимые ему знания о животном, его облике и повадках.
Видимо, в ту же эпоху зарождаются и зрелищные искусства в виде коллективных воспроизведений предстоящей охоты. Эти выразительные, динамичные, эмоциональные действия включали в себя преображения в иное существо (охотничья маскировка), подражания крикам зверей или птиц, представлявшие в зародыше элементы театрального перевоплощения, музыкального и драматического искусства.
Представления эти не являлись еще религиозными: земные силы не выступали как сверхъестественные существа. Здесь нет никакого религиозного фетишизма, животное противостоит человеку вполне реально, как объект охоты, успех которой зависит от человеческой ловкости и знания повадок зверя.
В классовом обществе религия становится господствующей идеологией. Освящая земные интересы правящих классов, она стремится подчинить себе всю духовную жизнь общества. Искусство на многие века оказалось в зависимости от церкви. Это отрицательно сказывалось на художественном развитии человечества, затрудняло выражение жизненной правды в искусстве, вело к канонизации отдельных жанров и стилистических особенностей.
Конечно, зависимость искусства от господствующих религий нельзя понимать как полный его застой. Художественное развитие не замирало даже в самые мрачные периоды религиозной нетерпимости.
Классическое искусство Древней Греции выросло, как указывал К. Маркс, на почве греческой мифологии. Но если по своим сюжетам древнегреческое искусство в значительной степени религиозно, то по содержанию оно глубоко жизненно и реалистично.
Не случайно «святые отцы» христианства с такой яростью обрушивали свой гнев на античное искусство. Его гуманистический смысл, полнокровность, жизненная достоверность были враждебны аскетизму и мистике. Великое искусство отрицалось именем Христа, его памятники варварски уничтожались при содействии служителей церкви.
Тертуллиан (II в. н. э.) заявлял, что театральное искусство находится под покровительством «двух дьяволов» страсти - Бахуса и Венеры. Франциск (XII в. н. э.), объявленный христианами святым, писал, что бог предназначил его попирать ногами мирскую красоту для того, чтобы люди знали, что истинная красота исходит от бога.
Преследуя светское искусство как греховный соблазн, «отцы христианства» стремились свести искусство к прославлению бога и подготовке к жизни на небесах. Но практически художественное творчество никогда не удавалось уложить в прокрустово ложе религиозных догматов.
А. М. Горький писал: «Художник средних веков, изображая религиозный сюжет, был глубоко убежден в том, что он изображает действительность, правду, и хотя рисовал сверхчувственное, но как бы оставался реалистом… А публика того времени подходила к его картинам в настроении таком же, каково было настроение художника в момент творчества».

Страницы: 1 2