Содержание

Рубрики

Последние статьи

Реклама

Искусство и религия

Религия повсеместно использовала и использует искусство для привлечения верующих и эмоционального воздействия на них. Для сооружения и украшения храмов, соборов, церквей приглашались известные зодчие, скульпторы, живописцы. Для участия в богослужениях привлекались видные музыканты, за счет церкви обучались и содержались целые хоровые коллективы. Церковь ярко и впечатляюще оформляет религиозные праздники и обряды. При этом церковники стремятся представить искусство как божественное начало, заявляют о религиозной природе художественного творчества.
Но в подлинном, большом искусстве нет ничего религиозного, мистического. Оно рождается в результате глубокого художественного проникновения в жизнь, широкого и правдивого ее постижения. Таковы живопись Рафаэля и Делакруа, поэзия Гете и Пушкина, музыка Бетховена и Чайковского и другие могучие творения человека, черпающего мудрость и силу в жизни своей эпохи и своего народа.
Искусство глубоко гуманистично по самой своей природе. Художественная правда, сколь бы сурова и драматична она ни была, всегда проникнута верой в человека, в его силы и возможности. Идеал реалистического искусства - прекрасный, гармонически развитый, творческий человек.
Религия же всегда стремилась к выражению сверхчеловеческого в искусстве. Ее идеал - зависимый, подавленный, приниженный человек.
Влияние религии на искусство всегда выражалось в стремлении подавить его гуманизм, показать ограниченность человека, его подчиненность сверхъестественным, божественным силам.
Искусство культивирует в человеке творческое начало, способность правдиво познавать и изменять действительность. Оно невозможно без постоянного углубления знаний, без ясного представления, что такое мир, как он устроен и по каким законам развивается, в то время как теологи утверждают, что знание о мире исчерпано в религиозных учениях.
Передовое искусство стремится воспитать чувства человека, мобилизовать его волю, чтобы сделать жизнь светлее, счастливее. Религия, наоборот, принижает разум, подавляет волю людей, заставляя их смириться с жизненными невзгодами, ради счастья в загробном мире. Не удивительно, что церковь всегда выступала в роли гонителя прогрессивного искусства и литературы. До сих пор католическая церковь издает Индекс запрещенных книг, подвергает преследованиям прогрессивных писателей и художников. Она пытается использовать каждое значительное событие в культурной жизни для проповеди своих идей.
Религиозные воззрения, искажающие действительность, несовместимы с жизненной правдой реалистического искусства. Не случайно поэтому современные религиозные авторитеты благословляют далекое от жизни формалистическое искусство Запада. Они всерьез толкуют о «художественном значении» бессмысленной мазни абстракционистов и с пеной у рта защищают буржуазную «свободу» творчества.
Ж. Маритен, крупнейший представитель неотомистской эстетики, опирающейся на учение Фомы Аквинского, откровенно защищает формалистические искажения действительности. Он пишет, что, «если футуристу угодно изобразить даму с одним только глазом или с четвертью глаза, никто не станет отрицать за ним права на это».
Религия смыкается с буржуазным искусством в походе против разума, против социалистической культуры и идеологии. В этой близости нет ничего удивительного: реакционное, формалистическое искусство, как и религия, искажает действительность и враждебно человеку.
Религия изживает себя. Она вытесняется не только социальным и научным прогрессом, но и художественной силой реалистического искусства. Советское искусство немало сделало для борьбы с религиозными предрассудками. Достаточно вспомнить антирелигиозные произведения Владимира Маяковского, Демьяна Бедного, Андрея Упита, Ярослава Галана, картины советских художников, кинофильмы, помогающие разоблачению религиозного дурмана. Великая художественно-воспитательная сила жизнеутверждающего социалистического искусства должна шире использоваться в борьбе против религии.

Страницы: 1 2