Содержание

Рубрики

Последние статьи

Реклама

Карл Маркс

Великий мыслитель и революционер Карл Маркс принес людям свет знания, открыл им горизонты счастливой жизни, указал пути и средства борьбы с враждебным человеку эксплуататорским общественным строем и его идеологией.

Маркс не мыслил себе полного освобождения тру­дящихся без освобождения их сознания от религиозных предрассудков и поэтому был решительным и последо­вательным борцом против религии.

Переход на позиции пролетариата дал возможность Марксу научно подойти к религии. Убежденный в том, что действительное зло можно устранить лишь практи­ческим действием, он стремился не только понять сущ­ность религии, теоретически объяснить причины суще­ствования религиозных верований, но и наметить пути их преодоления. Он рассматривал религию как одно из проявлений социального гнета вообще.

Вскрыв закономерности общественного развития, Маркс открыл путь к научному пониманию тех или иных общественных явлений, в том числе и религии.

Домарксовские атеисты в лучшем случае видели при­чины возникновения веры в сверхъестественное в бес­помощности и бессилии человека, в его зависимости от природы и других людей, но они не умели объяснить, какие силы стоят за религиозным обманом в обществе.

Исчерпывающие ответы на эти вопросы дал только Маркс с позиций материалистического понимания исто­рии.

Степень господства человека над природой обуслов­лена степенью развития производства. На ранних этапах истории в условиях примитивной техники, несовершен­ной организации и крайне низкой производительности труда человек являлся рабом природы. Природа каза­лась ему чем-то невероятно всесильным, непобедимым. Удивительно ли, что силы, от которых ежедневно и еже­часно зависели благополучие и жизнь человека, обоже­ствлялись им и рассматривались как сверхъестественные силы, господствующие над человеком и всецело опре­деляющие его поступки и всю деятельность! Религия является выражением ограниченности человеческого понимания мира, возникшей в результате ограничен­ности человеческой практики.

Но господство человека над природой прогрессирует достаточно быстро, одновременно с прогрессом произ­водства. Человек все более и более становится госпо­дином природы. А господство религии тем не менее остается. В чем же причина этого обстоятельства!

Главный вывод, сделанный Марксом в этой связи, со­стоял в том, что религия порождена не только и не столько бессилием человека в борьбе с природой, сколько неустройством и неблагополучием его жизни в обществе. Социальный гнет и эксплуатация — вот главная особенность того «превратного мира», который порождает и постоянно поддерживает существование религии. В этом мире, подчеркивает Маркс, человек теряет себя. Мир устроен таким образом, что человек является в нем беспомощной игрушкой слепых сил. Людям постоянно грозит опасность потерять все, что они имеют, неожиданно оказаться за порогом жизни. Достаточно вспомнить о таком биче современного бур­жуазного общества, как безработица.

Трудящийся в мире капитала беден, нищ не только материально, но и духовно: он оторван от многих благ культуры, обречен на непосильную чисто механическую работу, лишенную какого-либо человеческого содержа­ния. Его постоянно угнетает забота о хлебе насущном, неуверенность в завтрашнем дне.

Люди пытаются понять эти факты, как-то противосто­ять им. И почти всегда бесполезно. Слишком силен враждебный им мир.

И тогда человек в отчаянии думает, что угнетение существует вечно, что несправедливый порядок разру­шить невозможно. Люди постоянно живут в страхе перед неведомой им судьбой, боятся голода, безрабо­тицы, войны и т. д.

Страницы: 1 2