Содержание

Рубрики

Последние статьи

Реклама

Лафарг П.

Поль Лафарг- друг и ученик Маркса и Энгельса - был одним из вы­дающихся деятелей фрацузского и международного рабочего движения, талантливым защитником и блестящим пропагандистом марксистского учения.

Франц Меринг отмечал: «Маркс обрел в Лафарге… способного и уме­лого помощника, верного хранителя его духовного наследства».

Родился Лафарг в 1842 г. в семье французского виноторговца на острове Куба в городе Сант-Яго. В 1851 г. семья вернулась во Францию. Получив среднее образование в Бордо, Поль Лафарг поступил на ме­дицинский факультет Парижского университета. Лафарг очень рано включается в революционную деятельность: уже в 1865 г. он становится одним из видных руководителей студенческого движения, а в 1866 г. входит в состав Генерального совета I Интернационала. Руководитель пролетариев города Бордо во время Парижской коммуны, Лафарг вы­нужден после падения Коммуны переехать сначала в Испанию, затем в Лондон. Но, где бы он ни находился, он везде и без остатка отдавался революционной борьбе, пропагандируя марксизм, разоблачая анархизм и прудонизм, осуществляя организационные и идейные связи социал-демократических организаций.

В 1880 г. Лафарг возвратился во Францию и возглавил Рабочую пар­тию, программа которой была выработана при содействии Маркса.

Являясь до конца своих дней одним из руководителей Рабочей пар­тии Франции, руководящим деятелем II Интернационала, Лафарг пуб­ликует, особенно в 80-е годы, много статей в защиту и развитие марк­сизма.

Лафарг был воинствующим пролетарским атеистом и посвятил ряд работ разоблачению реакционной роли религии.

Еще в 1865 г. Лафарг выступил на Льежском студенческом конгрессе с большой атеистической речью «Об атеизме, революции и социализме».

В опубликованной в 1866 г. «Энциклике святейшей якобинской церк­ви, единодержавной и единоипостасной» Лафарг выступает от имени молодежи, которая «начертала на своем знамени ужасные слова: атеизм, революция, социализм», которая «…не хочет никаких богов - ни гип­совых, ни деревянных, ни живых с живой плотью и кровью».

В этой работе, подчеркивая лишь противоположность науки и рели­гии, разума и веры, показывая, что религия приносит вред, Лафарг еще не раскрывает сущности религии.

В дальнейшем, по мере изучения и усвоения марксистских идей, вы­сказывания Лафарга по вопросам религии приобретают более научную форму.

Отстаивая марксистский взгляд на религию как на форму общест­венного сознания, существование которой определяется специфическими условиями жизни общества, Лафарг подчеркивает необходимость для марксистского исследования вскрывать материальные корни религиоз­ных верований. Все религиозные представления, отмечает Лафарг, сколь бы фантастическими они ни были, представляют собой невероятно искаженное отражение реальных, земных отношений. И эти земные отношения, материальные отношения людей друг к другу и к природе, определяют возникновение, существование, роль религии.

В статье «Эволюция - революция» (1880 г.) Лафарг развивает по­ложения Энгельса о социальной обусловленности религии. «…Когда в обществе, основанном на равенстве, человек будет господствовать над силами производства и обмена, когда вместо того, чтобы бессознательно суетиться, он будет их сознательно направлять, «тогда только исчезнет последняя внешняя сила, которая ныне отражается в религии, и рели­гиозное отражение исчезнет по той простой причине, что нечего будет больше отражать».

В этой же статье Лафарг подчеркивает ограниченность, близорукость буржуазных атеистов, считавших религию выдумкой ловких мошен­ников.

Религия играет важную роль в эксплуататорском обществе, она нуж­на правителям. Лафарг в острых статьях, в памфлетах вскрывал соци­альную функцию религии как опиума народа.

Страницы: 1 2