Содержание

Рубрики

Последние статьи

Реклама

Леонардо да Винчи


Леонардо да Винчи [1452-1519)-один из наиболее ярких предста­вителей культуры Возрождения. Сила его ума, его гениальные научные предвидения, его замечательные технические изобретения, наконец, его великое реалистическое искусство - все это оказало значительное влияние на последующее развитие мировой культуры. Личность Леонардо вызывала восхищение как его современников, так и последующих поколений. Леонардо да Винчи был «не только великим художником, но и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики»,- писал Ф. Энгельс.

Леонардо был одним из пионеров опытного исследования природы. Решительно отвергая схоластическую «науку» с ее фантастическими вымыслами о различных «силах», Леонардо считает задачей подлинной науки изучение природы, такой, какова она есть. Человек, по его мне­нию, должен стремиться сделаться «всесторонним мастером для позна­ния природы и для подражания ей». И не «божественное откровение», а опыт и эксперимент, наблюдение и «испытание» он считает «единствен­ным источником познания», ибо не религиозное откровение срывает по­кров тайн с природы, а научное исследование, опирающееся на опыт, научное мышление, на математику. Леонардо доказывает, что анализ отношений между отдельными явлениями и породившими их причи­нами не оставляет места для вмешательства сверхъестественных сил. Он противопоставляет средневековому взгляду на природу как на не­изменную статистическую систему новый взгляд. Для него жизненный процесс есть непрерывная смена умирания и обновления, причем, по его мнению, мир рождает новые формы быстрее, чем их разрушает время.

Безграничен диапазон научной мысли великого мыслителя. Он с боль­шим успехом занимался анатомией, физиологией, зоологией, ботаникой, геологией, географией, топографией, космографией, астрономией, теоре­тической механикой, гидравликой, акустикой, оптикой, физикой, матема­тикой и всеми видами техники. Он изобретает машины для стрижки сукна, станки для витья веревок, буровые инструменты, турбины, спаса­тельные пояса, разнообразные блоки и лебедки, землечерпалку, вогну­тые зеркала, токарные и монетные станки, водолазные приспособления и многое другое. В проектах геликоптера, летательного аппарата и па­рашюта он обгоняет технические возможности своей эпохи, заглядывая далеко вперед.

В своем художественном творчестве Леонардо да Винчи опирается на выработанную им же эстетическую теорию, тесно связанную с его научными и философскими взглядами. Красота для него не «отблеск божества», а качество природных форм. Он призывает художников не­устанно всматриваться в природу и учиться у нее красоте и пропор­циям. Именно от Леонардо ведет свое начало изучение художниками анатомии человека. В своем знаменитом «Трактате о живописи» он по­свящает много страниц искусству перспективы, светотени и пропорции, так как средневековое, в основном церковное, искусство оставляло в пренебрежении эти важнейшие элементы живописи. Леонардо ратует за жизненное, реалистическое искусство.

Эти новые эстетические принципы с блеском претворены в художе­ственном творчестве Леонардо. Его знаменитая «Монна Лиза» («Джо­конда») и «мадонны» - это реальные, земные женщины во всем блеске их физического и духовного обаяния и красоты. До сих пор восхищает нас искусство психологической характеристики в образах, созданных гениальным флорентинцем, его искусство композиции и перспективы.

Леонардо всем своим многогранным творчеством выступал против религиозного мировоззрения и мироощущения, его никак нельзя было назвать правоверным католиком - к церкви он относился весьма скеп­тически. Это подтверждается как свидетельствами современников, так и высказываниями самого Леонардо. Например, Джорджо Вазари в жизнеописаниях художников так характеризует Леонардо да Винчи: «И таковы были причуды его ума, что, философствуя о явлениях при­роды… он создал в уме своем еретический взгляд на вещи, не соглас­ный ни с какой религией, предпочитая, по-видимому, быть философом, а не христианином». Бытие бога и существование бессмертной души Леонардо подвергал большому сомнению. Вот что писал он по этому поводу: «Если мы сомневаемся в том, что проходит через наши чув­ства, то насколько более сомнительным должно быть существование вещей, противных чувственному опыту, как, например, бога и души, о которых так много спорят и дискутируют и в применении к которым всякий раз, как отсутствуют разумные доводы и ясные доказательства, поднимают громкие крики, чего не бывает, когда речь идет о вопросах, не подлежащих сомнению». В своих шутливых «Пророчествах» Леонар­до подвергает острой критике религиозные обряды и праздники. Так, явно намекая на церковную службу в страстную пятницу, он замечает: «Во всех частях Европы многочисленное население будет оплакивать смерть одного человека, умершего на Востоке». Выступая против покло­нения изображениям бога и святых,_ Леонардо пишет: «Люди будут говорить с людьми, которые ничего не слышат, которые имеют откры­тые глаза и ничего не видят; они будут к ним обращаться и не получат ответа; они будут испрашивать милости у того, кто имеет уши и не слышит; они будут жечь свечи перед тем, кто слеп». При том решаю­щем значении, которое придавал Леонардо чувственному опыту, он не верил и не мог верить в то, что не воспринимается органами чувств или хотя бы при их посредстве.

И когда мы наслаждаемся бессмертными творениями гениального художника Возрождения или изучаем его научные произведения, мы ни на минуту не сомневаемся в том, что Леонардо да Винчи - это наш соратник в борьбе против религиозных предрассудков.