Содержание

Рубрики

Последние статьи

Реклама

Масленица

Христианская церковь, проникнув на Русь, принесла с собой готовый календарь религиозных праздников. В борьбе за распространение хри­стианства среди славян церковь по­старалась поглотить все их языче­ские праздники. В результате зимний праздничный цикл славян (святки) слился с христианским рождеством и крещением, весенние праздники сли­лись с пасхой. Старинный же славян­ский многодневный праздник прово­дов зимы и встречи весны - масле­ница - оказался вне религиозных праздников.

Этот праздник славян был очень веселым. И не удивительно. Маслени­ца приходилась на такое время года, когда с каждым днем все сильнее греет солнце, начинаются оттепели, наступает конец длинной и суровой зимы. Это был важный период в хо­зяйственном отношении. Надо было начинать подготовку к ответственным весенним и летним сельскохозяйст­венным работам. Характерно, что на масленицу проводились обществен­ные собрания - сходки, на которых обсуждались хозяйственные вопросы, связанные с подведением итогов ис­текшей зимы и с предстоящими ве­сенними работами. Веря в то, что во всяких делах успех зависит от помо­щи духов, славяне создали ряд тор­жественных, красочных и веселых масленичных обрядов.

У древних славян существовало, на­пример, поверье, что зима с ее су­ровыми морозами, вьюгами и мете­лями, коротким днем и длинными темными ночами-самое благоприят­ное время для разгула нечистой си­лы. Поэтому посредством различных магических обрядов они  стремились избавиться от всякой нечисти, якобы накопившейся за долгую зиму, и тем самым обезопасить себя и хозяйство, умилостивить добрых духов, обеспе­чить их благоприятное отношение. В частности, ради этого сжигали вся­кий хлам, мусор, старую солому, веники, поскольку считалось, что в этом хламе главным образом и гнездится вся духовная нечисть. В костер бросали можжевельник, кору деревьев, обрывки кожи, дающие при горении много дыма и смрада. Такой костер должен был не только очи­щать от нечистой силы, но и отгонять ее возможно дальше.

Древние славяне верили также, что, разводя костры, они способствуют таянию льда и снега, а значит, и бо­лее быстрому приходу весны. Отсюда возник обычай растапливать снежную или ледяную гору при помощи раз­ложенного на ней костра.

Во время праздника старались как можно больше шуметь, полагая, что это тоже помогает изгнанию нечисти. От этого поверья берет начало обы­чай катания на лошадях, увешанных бубенцами и колокольчиками.

Чтобы избежать козней злых ду­хов, отпугнуть их от себя или обма­нуть их, люди рядились в чужие одежды, в шкуры зверей, мужчины одевались женщинами, женщины - мужчинами, надевали на себя раз­личные, большей частью страшные маски или мазали лицо чем-либо.

Древнеславянский обычай переря-живания, слившись с элементами по­добного же обычая, который проник с Запада, вылился на Руси в пышные карнавалы и хождение ряженых на масленицу. Обычай этот сохранялся до последних предреволюционных лет, хотя церковь долго, упорно и яростно с ним боролась. Были вре­мена, когда за участие в каких-ли­бо сборищах в масках или в пере-ряживании виновные миряне отлуча­лись от церкви, духовные лица лиша­лись священнического сана.

Непременной и самой главной со­ставной частью масленицы, как, впро­чем, и многих других славянских праздников, были совместные, об­щинные пиршества. Позднее эти пир­шества утратили свой общинный характер и превратились главным образом в семейные.

Славяне, как, впрочем, и многие другие народы, всякой еде, а тем более праздничной, придавали свя­щенный смысл. Существовало пове­рье, будто, чем больше будет съеде­но и выпито на празднике,

чем обиль­нее будет праздничный стол, тем больше люди получат соответствующих продуктов в будущем от хоро­шего урожая и приплода скота. Упо­треблявшиеся в пищу продукты пред­варительно подвергались магическо­му освящению, так как считалось, что вкушение этих освященных питий и яств придает людям особую благо­дать и святость. Как отголосок этого и в современном христианстве со­хранился обряд «святить» и «кре­стить» куличи, пасхи и т. п. во время больших религиозных праздников.

Страницы: 1 2