Содержание

Рубрики

Последние статьи

Реклама

Масленица

В праздновании масленицы сохра­нялись элементы культа мертвых. Люди верили, что души умерших в эти дни выходят из своих обиталищ и незримо присутствуют на праздни­ке живых. А так как душам умерших приписывалась способность оказывать влияние на дела живых, то живые старались задобрить мертвых. Им вы­деляли особые лакомые части празд­ничных угощений, носили угощения на могилы, устраивали пиршества на кладбище, на могилах оставляли пи­щу. Дома оставляли праздничные столы накрытыми круглые сутки, что­бы духи могли угоститься без помех. В заключение ели и пили в память умерших и за здоровье живых. Таким образом, праздничное пиршество на , масленицу носило также характер тризны. Тем более, что символически масленица была тризной по уходя­щей зиме.

Все эти причины обусловливали весьма обильное многодневное пир­шество. На масленицу ежедневно пеклись блины, поедалось их огром­ное количество, масло и сметана ли­лись рекой. Не случайно в народе, когда хотели сказать о сытом, раз­дольном, веселом житье, его сравни­вали с масленицей, говаривая: «Не житье, а масленица».

Первоначально свои блины древние славяне, очевидно, выпекали на рас­каленных камнях или углях в виде плоских лепешек. Позже круглый, ру­мяный, горячий блин, испеченный на железе, стал символом нарождаю­щегося весеннего солнца.

Блины в праздничном ритуале мас­леницы играли особую роль, и поэто­му их приготовление было подлинным священнодействием. Опару (тесто) на блины ставили потаенно, на дворе, при свете месяца и при этом причи­тали: «Месяц ты месяц, золотые твои рожки! Выгляни в окошко, подуй на опару», думая, что в результате бли­ны всю неделю будут рыхлые и бе­лые. Неудачные блины портили празд­ник всей семье, компрометировали хозяйку.

Все дни масленицы имели свои осо­бые названия, и каждому дню соответствовали помимо общих еще и свои особые обряды и обычаи.

Православная церковь не мало по­трудилась, чтобы приспособить этот праздник к своим целям, превратить его в «преддверие покаяния, пред-празднество воздержания, светлое предпутие поста». По срокам празд­нования она прочно связала масле­ницу с великим постом и пасхой, сделав, таким образом, этот древне-славянский праздник проводов зимы и встречи весны скользящим. Сме­щение дат праздника в различные годы доходит до 35 дней.

Однако церковь так и не смогла переделать окончательно масленицу на свой лад. Поскольку «масленич­ный» разгул приходился согласно православному календарю на период самой активной подготовки к велико­му посту, то церковь стремилась эту неделю сделать полностью постной. Но ей не удалось здесь победить традицию, она ограничилась тем, что объявила «масленичную» неделю «по­лупостом», «сыропустной неделей» с запрещением есть лишь мясо. В от­ношении употребления других про­дуктов никаких регламентации не вводилось. В дни праздника приго­товлялись разнообразные изделия из муки (в первую очередь блины с маслом, сметаной, творогом, медом), молочные и рыбные блюда.

Веселые масленичные обряды и обычаи настолько глубоко укорени­лись в быту русского народа, что православной церкви не оставалось ничего иного, как признать и частич­но даже освятить их.

Страницы: 1 2