Содержание

Рубрики

Последние статьи

Реклама

Мюнцер Т.

В один из дней 1517 г. доктор богословия и профес­сор Виттенбергского университета 33-летний Мар­тин Лютер явился к дверям городской церкви и прибил к ним 95 тезисов, написанных на латинском язы­ке. В своих тезисах он выступил против злоупотребле­ний, в которых погрязла католическая церковь, против торговли индульгенциями, против поборов и лихоимства священников. Лютер вовсе не думал при этом как-либо скомпрометировать власть папы римского в Германии - он считал, что во всем виноваты его корыстолюбивые слуги, в угоду своим интересам исказившие первона­чальный смысл христианского учения о спасении. Стоит его восстановить, и все станет на свои места.

Некоторое время спустя вся Германия захлебываясь читала тезисы Лютера, переведенные на немецкий язык, тайно переписанные сотнями и сотнями рук… Эхо ударов, которыми Мартин Лютер прибивал свои тезисы к дверям виттенбергской церкви, облетело всю страну и, тысячекратно усиленное, превратилось в гул Рефор­мации - первой попытки буржуазной революции в Ев­ропе.

Мартин Лютер с удивлением, затем с тревогой на­блюдал, как его тезисы пробуждали огромные, неведо­мые ему силы, как росло и углублялось настроение про­теста, как широкая волна народного, крестьянского гне­ва разлилась по всей Германии. И тогда-то виттенбергский «еретик» Лютер решительно выступает против бун­та народа. Он пишет: «Я всегда буду с теми, кто стра­дает от бунта, хотя бы они были и неправы. Всегда я буду против тех, кто поднимает бунт, каким бы пра­ведным ни было само дело, ибо мятеж не может обой­тись без невинной крови и великого вреда. Восставать запрещено богом».

Но было уже поздно. Пробуждение охватило всю страну. То там, то тут крестьяне, доведенные до отчая­ния гнетом и насилием, хватали и убивали своих господ, разгоняли их слуг и наемников. Зарево пожаров встало над Баварией, Саксонией, Тюрингией - это народ жег усадьбы господ. Ужас охватил феодалов и князей. Жда­ли конца света. И тогда над страной прозвучали силь­ные и смелые слова человека, который стал во главе

великой крестьянской войны 1525 г.: «Теперь прекрасно видно, как угри и змеи сообща грешат’ в одной куче. Змеи - это попы и все злодеи клирики, а угри - это светские господа и правители». Имя этого человека было Томас Мюнцер. Он провозгласил и отстаивал две глав­ные идеи, во имя осуществления которых за ним пошли десятки тысяч людей: царствие божье должно быть по­строено здесь, на земле, и не волей божьей, а собствен­ными руками угнетенных. После того как Мюнцер про­возгласил эти две великие идеи, Лютер выступил с заяв­лением о том, что устами Мюнцера глаголет сатана, а всех тех, кто идет за ним и. берется за оружие, надо «бить, колоть и душить, явно и тайно, как бешеных со­бак!»

Томас Мюнцер прожил недолгую, но яркую жизнь. Родился он в городе Штольберге в 1489 г, в семье ре­месленника, мастера по чеканке монет. Вскоре отец То­маса перебрался в Кведлинбург. Его монетная мастер­ская находилась в монастыре, аббатиса которого раз­решала любознательному мальчику читать книги из мо­настырской библиотеки. Юношей он отправляется в Лейпциг, слушает лекции в университете. Особенно увле­кали его теология, философия и медицина. Но главными для него были интересы и нужды людей, их жизнь, на­дежды и чаяния. Томас любил свой народ, страдал его страданиями, мечтал об осуществлении его надежд.

Он много знал, но хотел знать еще больше. Он полу­чил степени бакалавра свободных искусств и бакалавра теологии. Томас превосходно знал Библию и считал, что «священное писание» отлично объясняет, как и где ис­кать ответы на вопросы, поставленные жизнью,- надо только по-другому, не так, как прежде, прочитать его. Мы понимаем, что Мюнцер при желании мог прочитать в библейских книгах все, что ему было нужно, ведь книги эти писались на протяжении сотен лет и в них отразились придавленность и протест, отказ от борьбы и зловещие предсказания дня, когда притеснители наро­да понесут страшную кару. Томас Мюнцер не любил поэтому евангельских призывов к всепрощению. Но он зачитывался мрачными зловещими книгами пророков Ветхого завета - Даниила, Иезекииля, Исайи. Вряд ли он был глубоко верующим человеком. Но он прочитал в книгах Библии то, что он хотел найти: воля божья заключается не в покорности, а в восстании народа, не в ожидании конца света, а в бунте, в расправе над кро­вожадными князьями и феодалами, в создании «царства божья» на земле.

Страницы: 1 2