Содержание

Рубрики

Последние статьи

Реклама

Некрасов Н. А.

Весь свой талант, силы,  всю свою нелегкую жизнь Николай Алексеевич Некрасов посвятил борьбе   за обездоленный и бесправный русский народ.

Крестьянская жизнь, полная лишений, горя и несбы­точных надежд, нашла отражение во многих стихо­творениях и поэмах Некрасова: «В деревне», «Несжа­тая полоса», «Забытая деревня», «Размышления у па­радного подъезда», «Деревенские новости», «В полном разгаре страда деревенская», «Кумушки», «Калистрат», «Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос».

Тема родины, тяжелого положения русского народа, мечта о его светлом будущем особенно остро звучат в самом значительном произведении Некрасова - по­эме «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1876 гг.). Кто же счастлив на русской земле? Для ответа поэт по­казывает всю Россию, все ее классы в их взаимоотно­шениях. Невыносима жизнь крестьянина. Он скручен по рукам и ногам путами помещиков, чиновников, духо­венства:

Работаешь один,

А чуть работа кончена,

Гляди-стоят три дольщика:

Бог, царь и господин!

С беспощадной сатирой рисует Некрасов образы помещиков и их приближенных. Он смотрит на них глазами крестьянина, как на «лютых зверей», «хапуг», «прожженных мошенников» и т. п. Очень точно изобра-


НЕКРАСОВ-ПОЭТ-ГРАЖДАНИН

жен и другой «дольщик» крестьянского труда-духовен­ство. При помощи религиозного дурмана правящие клас­сы стремились держать народ в страхе и повиновении. В стихотворении «О чем думает старуха, когда ей не спится» старая крестьянка мечется на печи:

 

Вся-то ей долгая жизнь представляется,

Все-то грехи да грехи!

 

Какие же грехи не дают покоя старухе? Вот неко­торые из них:


В страдную пору больной притворилася -

Мужа в побывку ждала…

С Федей-солдатиком чуть не слюбилася…

С мужем под праздник спала.

Охти-мне… ох! угожу в преисподнюю!

Раз, как забрили сынка, _

Я возроптала на благость господнюю,

В пост испила молока, -

То-то я грешница!  то-то преступница!

 

А ведь за грехи, пугали народ попы, придется рас­плачиваться на том свете. Страшные видения одолевают мужика Власа (стихотворение «Влас»), которому пред­ставились «грешники в аду»:


Мучат бесы их проворные,

Жалит ведьма-егоза.

Ефиопы - видом

черные

И как углие глаза.

 

Крокодилы, змии, скорпии

Припекают, режут, жгут…

Воют грешники в Прискорбии,

Цепи ржавые

грызут.


Немудрено, что в мозгу забитого, безграмотного, обездоленного народа могли рождаться подобные фан­тастические картины, немудрено, что русское крестьян­ство той эпохи было суеверно. Ведь вся жизнь чело­века была опутана религией, иного воспитания и обра­зования не было.

Однако народ не испытывал почтительных чувств к духовенству, а, напротив, звал его «жеребячьей поро­дой», складывал о нем «сказки балагурные и песни непристойные и всякую хулу». И это понятно: поведе­ние духовенства вызывало в народе неприязнь, обиду и гнев. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» (глава «Демушка») Некрасов рассказывает о пьяном, объ­едающемся попе, равнодушно присутствующем при истя­зании крестьян.

Так есть ли счастливые на Руси? В главе «Доброе время - добрые песни» Некрасов говорит о той «до­роженьке», идя по которой народ найдет свое село Избытково и добьется счастья. Это путь сознательной революционной борьбы. Именно этой дорогой идет «народный заступник» Гриша Добросклонов. Он видит, что трудовой люд больше не может и не хочет тер­петь иго бар-угнетателей.

Некрасов писал не только о народе, но и прежде всего для народа. «…Мое авторское самолюбие, - го­ворил он, - вполне удовлетворено, если бы, хотя после моей смерти, русский мужик читал мои вещи».

Поэт верил в народ. Он знал, что русские люди добьются счастья своими руками, не уповая на божью помощь.