Содержание

Рубрики

Последние статьи

Реклама

Ньютон И.

Официальное сообщение об открытии закона Ньютон сделал только в 1686 году, спустя 20 лет после первоначального возникновения идеи закона. В этом факте, как в зеркале, отражается высокая требователь­ность ученого к своей работе, который считал, что для обнародования закона необходимо многократное уточнение всех данных и расчетов. Полностью закон был изложен в знаменитом произведении Ньютона «Математические начала натуральной философии», вышедшем в свет в середине 1687 года. В этой же работе были изложены’ три закона дви­жения тел.

Открытия Ньютона имели огромное значение для развития науки. Открытие закона всемирного тяготения позволило объединить небесную механику и земную, показать единство законов материального мира. Тем самым был сделан важный шаг в преодолении геоцентрического бо­гословского взгляда на вселенную, преодолевался разрыв между земным и небесным, на котором строилась вся библейская космогония. Вот почему трудно переоценить значение работ Ньютона в освобождении естествознания от оков религии.

Однако сам Ньютон в ту эпоху, в середине XVII века, не мог объяснить происхождение тех сил, которые заставляли планеты дви­гаться по своим орбитам. Природа сил тяготения также была ему неяс­на. Планетная система мыслилась им как вечно равная сама себе. По­этому единственным способом объяснения ее происхождения и того состояния, в котором она находится, стала у него ссылка на творение мира богом. Бог-творец представлялся Ньютону неким всемогущим часовщиком, который создал Солнце и планеты, придал им тяжесть и какое-то количество движения, а также законы, по которым они дви­жутся. Он писал, что движение планет - это «перегородка, отделяющая друг от друга природу и перст божий». Здесь сказалась как историче­ская ограниченность естествознания того времени, так и личная рели­гиозность великого ученого, усилившаяся во вторую половину его жизни.

За это обстоятельство ухватились богословы.

Второе издание «Математических начал натуральной философии» вышло с предисловием теолога Котса. Указывая на невозможность есте­ственным путем объяснить происхождение силы тяжести, взаимодейст­вие масс материи через пустоту, а также природу центробежной силы, влекущей планеты по эллиптическим орбитам вокруг Солнца, Коте писал: «Превосходнейшее сочинение Ньютона представляет вернейшую защиту против нападок безбожников, и нигде не найти лучшего оружия против нечестивой шайки, как в этом колчане».

История рассудила по-другому. Наука развивалась и преодолевала те затруднения, которые привели Ньютона к религиозным допущениям. Уже в 1755 году немецкий философ Иммануил Кант, а в 1799 году фран­цузский астроном и математик Пьер Симон Лаплас выдвинули идею о естественном развитии планетной системы из первоначального газового облака. Когда Наполеон спросил Лапласа, почему в его теории нет места для бога, Лаплас с гордостью ответил: «Я не нуждался в подоб­ной гипотезе!» Исследования современной астрономии и физики показа­ли также, что абсолютного пространства нет, что вселенная представ­ляет собой различные формы материи, взаимодействующей между собой. Вопрос о связи пространства и времени был рассмотрен великим физи­ком XX века Альбертом Эйнштейном.

Так успехи научного знания преодолели религиозные заблуждения великого Ньютона. А его достижения вечно будут в памяти благодар­ных потомков. Законы механики, всемирное тяготение, дифференциаль­ный метод в математике - это то, без чего мы не могли бы разраба­тывать принципы авиации и космонавтики, запускать искусственные спутники и ракеты, это тот фундамент, опираясь на который человек вышел в космос и устремился к другим планетам, доказывая тем самым неограниченные возможности человеческого разума, способного познать мир и его законы.


Страницы: 1 2