Содержание

Рубрики

Последние статьи

Реклама

Пасха

Христианская пасха, как переезжая сваха, кочует по календарю, ежегод­но меняя даты своего празднования.

Христианская церковь празднует пасху в промежутке между 22 марта и 25 апреля по ст. ст. (4 апреля и 8 мая - по-новому). Пасха - это основной христианский праздник, установленный якобы самим бо­гом в честь страданий смерти и воскресения мифического божьего сына и спасителя человечества Иисуса Христа. «Пасхальный празд­ник является торжеством из тор­жеств, он залог новой вечной жиз­ни для всякого истинно верую­щего», - провозглашают православ­ные, католические и иные христиан­ские священнослужители. У каждо­го здравомыслящего человека непре­менно возникает вопрос: почему праздник, посвященный важнейшему «событию» христианской церковной истории, не отмечается в тот самый день, когда оно произошло! И если для того, чтобы решить этот вопрос, вы заглянете в евангелия, то вместо разъяснения найдете там множество противоречий и несуразиц, которые, естественно, не могли бы иметь ме­сто при описании подлинных фактов. Наукой уже давно установлено, что не было и не могло быть ни мифиче­ского богочеловека и спасителя, ни чуда его воскресения.

Миф о страданиях и воскресении Христа заимствован христианами из более древних религий.

В основе представления о том, что божество, от которого зависит яко­бы человеческая жизнь и благополу­чие, умирает и воскресает, лежало непонимание человеком в глубокой древности причины и закономерно­сти смены времен года. Для древне­го человека весеннее обновление природы, когда на поверхности зем­ли появлялись салатные лепестки проросшего семени, было таинствен­но и полно глубокого значения. Он видел в этом проявление сверхъесте­ственной силы, заключающейся в зерне, и он поклонялся ей, старался как можно лучше ее задобрить.

Постепенно у земледельческих на­родов, живущих вокруг Средиземно­го моря, развился культ страдаю­щих, умирающих и воскресающих бо­гов. Ежегодно весной перед началом полевых работ стали оплакивать смерть бога и праздновать с обиль­ными жертвоприношениями его вос­кресение.

В Древнем Вавилоне распростра­нился культ умирающего и воскре­сающего бога Таммуза в Финикии стали почитать бога Адониса, к праз­днику которого специально выращи­вали свежую зелень (так называемые «садики Адониса»); в долине Нила ежегодно устраивались празднества в честь страданий, смерти и воскре­сения Озириса, чья плащаница сим­волизировала прорастающее зерно; древние греки праздновали воскре­сение бога Диониса.

В Римской империи, разноязыкой и многоликой, культы богов покорен­ных народов получили чрезвычайно широкое распространение. Ранние христиане не могли не обратить вни­мания на великолепие обрядов, со­провождающих весенние праздники воскресения богов. Отсюда и воз­никло стремление руководителей поднимающегося христианства вытес­нить другие религии, используя наи­более эффектные формы эмоцио­нального воздействия этих древних культов на верующих.

Культ страдающих, умирающих и воскресающих богов, символизирую­щий вечный круговорот жизни в при­роде и ведущий свое начало от ве­сенних праздников первобытных зем­ледельцев, - первый источник хри­стианского праздника пасхи.

Вторым его источником является древнееврейская пасха.

За 3 тысячи лет до н. э. древнеев­рейские кочевые племена обитали на Аравийском полуострове и занима­лись скотоводством. Весной, когда на­чинался окот домашнего скота, овец и коз, по представлениям человека того времени, необходимо было при­носить жертву богам пустыни, окру­жавшим его, чтобы они сохранили приплод. Этот день жертвоприноше­ний назывался по-еврейски «пейсах», что значит «умилостивление».

Когда евреи переселились в район теперешней Палестины и стали по­степенно переходить к оседлому об­разу жизни, этот праздник слился с праздником опресноков, которым местные жители-земледельцы отме­чали начало жатвы. После того как с полей убирали первые снопы, на кам­нях растирали первые зерна нового урожая и пекли пресную лепешку- опреснок (мацу), которую преподно­сили богу земледелия. Считалось, что это обеспечит богатый урожай в будущем году. У местных жителей евреи научились не только обрабаты­вать землю, но и служить богам зем­леделия, от которых якобы зависели судьбы урожая.

В VII в. до н. э. древнееврейское жречество дало этим слившимся во­едино праздникам новое истолкова­ние: пасха стала рассматриваться как праздник, установленный богом Ях­ве. Первоначальный смысл праздника был давно забыт, с современной хо­зяйственной жизнью он уже не был связан. Поэтому жрецами была при­думана история об египетском плене евреев, об их «чудесном» бегстве от фараона и о том, что пасха установ­лена самим богом в честь этого зна­менательного события. Обо всем этом довольно подробно рассказывается в книге Ветхого завета Исход. Герой этой легенды - бог Яхве, творящий чудеса, разящий тех, кто не признает его, и милующий покорных ему. Ев­рейская пасха - это праздник по­корности богу.

Страницы: 1 2