Содержание

Рубрики

Последние статьи

Реклама

Пасха

Ранние христиане, вышедшие из секты древнееврейской религии, пер­воначально по традиции праздновали еврейскую пасху. Пытаясь в дальней­шем как можно больше обособить­ся от иудаизма, христиане передела­ли праздник «исхода» в пасху стра­даний. В знак траура по замученно­му Христу в течение нескольких дней совершались скорбные обряды, верующие оплакивали якобы погиб­шего на кресте спасителя. В празд­новании пасхи стала все более выпя­чиваться черта покорности богу. Са­мо название праздника стали выво­дить из греческого слова «пасхейн»- страдать.

В дальнейшем развитии христиан­ского вероучения миф о воскресении Христа превратился в краеугольный камень новой религии. «Если не вос­крес Христос - суетна вся вера на­ша», - повторяли на все лады хри­стианские богословы. Соответственно с этим христиане стали торжественно отмечать воскресение спасителя, со­провождая праздник все более ус­ложняющимися церемониями.

На заключительном этапе разви­тия христианской пасхи мы видим, наконец, объединение траура в знак смерти Иисуса Христа с ликованием в честь его воскресения в одном и том же празднике.

Этот процесс был закончен только в IV в. Чтобы избежать обвинения в заимствовании празднования пасхи у евреев, христианские церковники пе­ренесли свою пасху с 14-го числа лунного месяца нисана, когда пасху отмечали верующие иудеи, на первое воскресенье после весеннего равно­денствия и полнолуния. А так как лун­ный календарь не совпадает с солнеч­ным, которым пользовались христиа­не, то пасхальный праздник у христи­ан стал приходиться на разные даты. Чтобы определить на много лет впе­ред дату пасхи, необходимо произ­вести довольно сложные вычисления. Такие таблицы празднования пасхи называются пасхалиями. Верующие часто задают вопрос: в чем же вред пасхи?

А вред праздника пасхи заключает­ся главным образом в том, что во время торжественных пасхальных бо­гослужений человеку внушается мысль о его извечной греховности, о его рабском по отношению к богу положении. В предпасхальную суббо­ту, например, обязательно говорится: «Да молчит всякая плоть человека и да стоит со страхом и трепетом и ничтоже земное в себе да помыш­ляет».

Верующему особенно настойчиво внушается идея покорности богу и тому порядку вещей в природе и обществе, который якобы установ­лен им.

На капиталистическом Западе в эти дни проповедуется классовый мир, всепрощающая любовь к угнетате­лям. Капиталист целуется с рабочим, епископ омывает ноги калеке-нище­му - какая прекрасная вывеска для классового мира! Пары духовного ал­коголя, затуманивая сознание верую­щего рабочего, заставляют его ис­кать выход из трудного положения не в революционных схватках, а в мо­литвах и надежде на воскресшего Христа.

В нашей стране, где победой рабо­чих и крестьян навсегда уничтожено классовое неравенство, идея классо­вого мира не может уже воздейство­вать на верующего. Поэтому право­славная церковь, которая давно уже предпринимает попытки приспосо­биться к новым условиям, придала этой идее несколько иную окраску- отстаивания незыблемости и вечности установленного богом порядка ве­щей.

На пасху христианское духовенство всячески старается подчеркнуть, что человек на земле временное сущест­во и что цель его жизни - вымали­вать себе право оказаться в числе праведников. Верующий обязан счи­тать себя на земле странником, кото­рый больше всего боится не добрать­ся своевременно до своей цели - жизни вечной и поэтому не заботится о жизни земной, преходящей. В пас­хальный праздник проповедь вечного блаженства после смерти и тщеты и краткости жизни на земле именно так и преподносится верующим. Там, наверху, - воздаяние за горе, кото­рое пришлось перенести, здесь - несчастья, страдания, слезы, и с этим ничего не поделаешь, это - от бога. Лишь молитва может облегчить поло­жение человека, вера в воскресение Христа. И конечно, спасение про­изойдет не на этом свете, а на том. Высокопоставленные христианские священники в наше время, у нас в стране говорят о «неизбежных в этом мире горях», о «вожделеннейшем царстве божьем, где нет и тени по­рока и неправды, где живет еднная правда», о том, что «Христос воскрес и зовет всех… идти за собой».

Во время пасхального торжества православное духовенство стремится наложить заплаты на дырявый каф­тан христианской морали, прячет ее лицемерную сущность, проповедует ее чистоту. На пасху христианская церковь провозглашает заботу о че­ловеке и о его нравственности. Но тут же она поучает верующего: толь­ко отдавая все силы и помыслы бо­гу, а не человеку, можно заработать себе ярлычок праведника и спасти свою душу. Но в том-то и дело, что отдать призрачному богу все силы и помыслы - это значит перечеркнуть земную, радостную, творческую жизнь и активное участие в ее даль­нейшем улучшении. И взамен не по­лучить ничего. Ничего, кроме кривого зеркала религии.

Страницы: 1 2