Содержание

Рубрики

Последние статьи

Реклама

Покров

В IX-X вв. Византийская империя переживала трудное время: извне она подвергалась частым набегам сарацинов, внутри шла острая классо­вая борьба. Как отвлечь народные массы от социальных проблем, как поддержать авторитет императора Льва VI и православной церкви! И высшее духовенство константино­польской церкви прибегло к испытан­ному приему - сфабриковало чудо. Оно объявило народу, что во время всенощной во Влахернской церкви Константинополя блаженному Анд­рею было видение. Он будто бы уви­дел, как богоматерь шла по воздуху, сопровождаемая ангелами, пророка­ми и апостолами. Внезапно она сняла с себя светлый блестящий омофор (покров, пояс) и распростерла его над молящимся народом. Церковь истолковала то видение как признак особой милости, благоволения и по­кровительства царицы небесной. Это событие будто бы имело место в 910 г.

ТрЮк церковников действительно сы­грал свою роль. Он помог императо­ру Льву VI удержаться на троне и на время отвлек внимание народа от классовой борьбы. Но вместе с тем чудо грозило скандалом. Многие жи­тели Константинополя недоумевали: почему явления богоматери не видел никто из многочисленного народа, присутствовавшего во Влахернской церкви, не заметили его даже духов­ные лица! Единственным человеком, кому «благоволила» явиться богома­терь, был юродивый Андрей, склон­ный к галлюцинациям.   По его собственным словам, он побывал живым в раю, ему постоянно чудились бесы…

Поэтому, чувствуя настроения на­рода и опасаясь неприятностей, духо­венство не рискнуло установить праз­дник покрова в самом Константино­поле.

Вместе с христианством на Русь пришла и легенда о влахернском чу­де. Именно здесь, в далекой от Ви­зантии Руси, лишь через 250 лет пос­ле видения блаженного Андрея, был установлен праздник покрова. Вскоре он становится одним из самых чтимых праздников.

Конечно, причину столь быстрого распространения и столь усердного почитания этого праздника следует искать не в вере в чудо покрова, как это пытались и пытаются изобразить идеологи религии.

Покров празднуется 1 октября. На­ступало время окончания полевых ра­бот. Многие отцы семейства, работав­шие по найму, возвращались домой. В деревнях начинался сезон свадеб. Приходил отдых после тяжелых лет­них работ. Всеми этими причинами объясняется популярность праздника покрова. Фактически, особенно в сельской местности, это праздник осе­ни, праздник окончания полевых ра­бот, праздник урожая. Крестьяне счи­тали покров началом зимы. «На пок­ров до обеда осень, после обеда зима», - говорили они. Для наро­да покров не столько религиозный, сколько бытовой праздник. Если спросить современных верующих, в честь чего он установлен, почти никто не сможет толком объяснить истории и сущности этого праздника.

Была и еще одна причина, благода­ря которой покров получил широкое распространение: основная идея пра­здника покрова заключается в вере в непрестанное заступничество и по­мощь богородицы. Такая идея уст­раивала церковь, потому что толкала в ее объятия всех жаждущих помо­щи свыше. Эта идея была нужна экс­плуататорским классам, ибо она освя­щала существующие порядки и звала всех «страждущих и обремененных» искать выхода не в борьбе за лучшее будущее, а в надежде на «покров ца­рицы небесной». Близка она была и угнетенным народным массам, кото­рым неоткуда было ждать помощи, кроме как от матери божьей. В ее за­ступничество и материнскую любовь веками   верили   миллионы людей. И эта вера и надеждаг в значительной степени были тормозом в движении к действительному счастью.