Содержание

Рубрики

Последние статьи

Реклама

Пропаганда атеизма

Я безбожник. А ты?

Искусство лектора-антирелигиозника


Перед лектором-антирелигиозником стоит сложная задача: он должен не только сообщить своим слушате­лям какую-то сумму научных знаний, но и (особенно если перед ним аудитория верующих) переубедить их во взглядах или хотя бы посеять в их сознании сомне­ние в правоте религии.

Безусловно, человек, посвятивший себя пропаганде научного атеизма, должен быть эрудированным, широко­образованным, должен знать фи­лософию, основы таких наук, как астрономия, геология, история, физика, химия, медицина, биология и т. д. Неле­по было бы требовать от него детального знания всех этих наук, но в каждой из них имеются такие разделы, которые тесно связаны с мировоззренческими вопроса­ми, и в этих-то вопросах лектор-атеист должен разби­раться хорошо. Ни в коем случае нельзя допускать та­кого положения, чтобы самый элементарный вопрос ве­рующего озадачивал докладчика. Но это еще не все.

Иногда случается так: выступил известный ученый с хорошей лекцией, казалось бы, живой и интересной. Однако достаточно верующим почувствовать, что до­кладчик не знает Библии (или Корана, Талмуда), не зна­ком с религиозным вероучением, и лекция их не тро­нет. Они тогда рассуждают примерно так: «Мы стоим на своей точке зрения, он - на своей. Раз он не знает, во что мы верим, чем живем, какое же право он имеет говорить о том, о чем сам не имеет представления? По­чему мы должны верить ему?»

Каждый лектор-антирелигиозник должен хорошо знать религию и современные методы ее защиты. Без этого нельзя рассчитывать на успех атеистической про­паганды.

Нужно знать уязвимые места так называемых «свя­щенных книг», некоторые характерные черты богослу­жения и особенности обрядов, иметь представление о чинах служителей церкви, о наиболее укоренившихся религиозных обычаях и т. п. Наконец, нужно почаще встречаться с верующими, беседовать с ними, знать их интересы. Без знания психологии верующего человека невозможно подобрать ключ к его сердцу. Кстати, о сердце.

Одними разумными доводами переубедить верую­щего нельзя. Религия охватывает не только область ра­зума.

Вера покоится не столько на рассудочных представ­лениях, сколько на эмоциях. Недаром так много гово­рят о религиозных чувствах. Они играют в религии очень большую, если не решающую, роль. Многие же атеисты об этом совершенно забывают, апеллируя в своих выступлениях исключительно к разуму верую­щего.

Лектор, если он хочет иметь успех у верующих, дол­жен строить свои выступления так, чтобы как-то воздей­ствовать и на чувства. Ведь лучшие церковные пропо­ведники умело играют «на струнах души». А многие ли из наших лекторов могут похвастаться этим?

Воздействовать на чувства верующих можно различ­ными путями. Прежде всего сам лектор должен не сухо и рассудочно излагать материал, а пережить, прочувст­вовать то, о чем он собирается говорить. Хорошо вос­принимаются слушателями примеры, взятые из жизни. Нередко один такой пример может заменить полчаса рассуждений и добрый десяток избитых цитат.

Язык лектора-антирелигиозника Должен быть пре­дельно простым и в то же время красочным, ярким, запоминающимся. Не нужно чураться и хорошей шут­ки, здорового смеха. Это не только оживляет лекцию. Ведь если верующий посмеется над своими верования­ми, он уже не сможет с благоговением относиться к то­му, во что слепо верил, чему рабски поклонялся. Одна­ко здесь требуется большая осторожность. Недопусти­мо, чтобы шутка перерастала в глумление над тем, что свято в глазах верующих. Вместо пользы это принесет лишь вред.

Нельзя из года в год читать об одном и том же по одному и тому же Плану. Нет ничего удивительного в том, что верующий, послушав одну-другую такую лек­цию, перестанет на них ходить.

Не следует начинать лекцию с общих фраз. Гораздо лучше начать ее с примера, с рассказа о каком-либо случае, который, быть может, даже немного заинтригу­ет слушателей. Тогда слушатели с самого начала будут с интересом воспринимать материал. Почаще следует приводить примеры из жизни, как можно больше ис­пользовать современный материал. Нередко случается так, что лектор, вместо того чтобы сказать о том, как, например, сейчас празднуют ту же пасху и какой она наносит вред в наших условиях, углубляется в дебри ис­тории, тщательно прослеживает, в каких языческих ре­лигиях и какие именно боги умирали и воскресали. Нуж­но и это. Но нельзя же три четверти выступления посвя­щать седой старине и всего лишь двумя словами об­молвиться о современности!

Каждый лектор должен внимательно следить за те­ми изменениями в религиозном вероучении и церковной жизни, которые вызваны приспособлением всех церк­вей и религий к современным условиям. Нельзя пред­ставлять себе религии застывшими, неподвижными, та­кими, какими они были чуть ли не тысячу лет тому назад. Религии довольно быстро настраиваются на вол­ну современности, и это служит прекрасной иллюстра­цией чисто земных источников любой религии.

Страницы: 1 2