Содержание

Рубрики

Последние статьи

Реклама

Прощеное воскресенье

Последний воскресный день перед началом так называемого великого поста в православной церкви носит название «прощеного воскресенья». Оно произошло от особого обряда взаимного прощения обид совер­шаемого в этот день.

Основываясь на евангельских сло­вах о том, что грешник только тогда может надеяться на милость божию и прощение своих прегрешений, ес­ли он сам прощает своих обидчи­ков (Матф., гл. 6, ст. 14-15), церковь в этот день призывает верующих к всепрощению.

В прощеное воскресенье во всех храмах произносятся умильные про­поведи, в которых верующим напо­минают, что все они грешники, что во время поста они будут обращать­ся к богу с покаянием, с просьбой простить их грехи, будут каяться и исповедоваться, но прощение попу-чат пишь в том случае, еспи в этот день вспомнят тех, кто их обидел, и простят обиды. После вечерни на церковный амвон выходит священник, становится на колени перед верую­щими, ударяет лбом об пол и просит простить его, если он обидел кого-нибудь из прихожан «словом, делом или помышлением». В ответ на его слова прихожане хором отвечают: «Бог простит». Потом они начинают по одному подходить к священнику, падать перед ним на колени и в свою очередь просить прощения у него. В заключение обряда верую­щие кланяются друг другу, просят друг у друга прощения и целуются в знак примирения. В это время хор поет пасхальные песнопения.

Верующие считают, что, испросив таким образом прощения друг у дру­га, они совершили великое дело и могут со спокойной совестью начинать пост.

Стоит только задуматься над этим обрядом, и довольно очевидным ста­новится его лицемерный характер. Ведь прощения друг у друга просят люди, как правило, совершенно не­знакомые, многие из них видятся (особенно в больших храмах) в пер­вый и последний раз. Ну, а если меж­ду людьми, участвующими в обряде, были взаимные обиды и они питали ненависть друг к другу, разве при­мирение согласно ритуалу будет ис­кренним, не формальным! Практика показывает, что, охотно прощая не­знакомым людям их мифические обиды, самые искренние верующие с большим трудом идут на примире­ние с теми, кто их действительно обидел, причинил им какой-либо ущерб или кого они сами обидели. Под различными предлогами они, да­же в этот день, избегают встречи с теми, с кем их разделяют действи­тельные, а не мнимые обиды.

Обряд прощения обид вреден тем, что приучает людей к мысли, что любое зло, любая обида, любое оскорбление и даже преступление, содеянное человеком, ему простит­ся, и простится не только богом на небе, а и людьми на земле, и не только посторонними людьми, но и теми, кому причинено зло. Человек, руководствуясь такой моралью и на­деждой на прощение, может факти­чески творить все, что ему вздумает­ся, будучи твердо уверен, что ему все простится. Для обиженного это тоже выгодно: ведь прощение су­лит ему прощение его собственных грехов. Попробуй после этого не простить. Призывы церкви к примирению со своими обидчиками играли и играют вредную роль не только в отношени­ях между отдельными людьми. В ми­ре эксплуатации человека человеком они звучали и звучат как призыв к примирению с общественным злом, как призыв постоянно прощать тех, кто угнетает поостых людей, присва­ивает себе их труд.