Содержание

Рубрики

Последние статьи

Реклама

Родительская суббота

Христианская церковь предписы­вает верующим молиться за умер­ших. Это предписание она основыва­ет на вере в загробную жизнь. Ведь согласно христианским воззрениям смерть не является концом бытия человека: она лишь момент перехо­да его в иной, потусторонний мир, в котором души умерших продолжают жить в ожидании божьего суда. На посмертную судьбу человека, с точ­ки зрения церкви, влияют: его зем­ная жизнь и молитвы о нем после смерти. Если человек во время своей земной жизни был верующим, если он исполнял предписания церкви, значит, он творил добро и в ожида­нии последнего суда будет блажен­ствовать, после чего попадет в рай. Если же он был грешником, то ему уготованы адские мучения.

Но участь грешника, говорит цер­ковь, можно облегчить, и даже сов­сем избавить его от ада, если после смерти человека родственники и цер­ковь будут молиться за него. На этом учении основаны многочисленные церковные обряды: отпевание умер­ших, панихиды в церкви, дома и на могилах, подача за покойных прос­фор, поминовение их за обедней и во время так называемых родитель­ских суббот.

В течение года в православной церкви совершаются четыре роди­тельские субботы. Само название заупокойных суббот «родительские» происходит от обычая поминать в эти дни всех умерших родственников, и в первую очередь родителей. В эти субботы совершаются следующие богослужения: накануне бывает за­упокойная всенощная, называемая парастасом. За ней читаются поминания и записки с именами умер­ших. В самый родительский день со­вершается заупокойная обедня. Из просфор вынимаются крошки, кото­рые всыпают в чашу с «кровью Хри­ста» в надежде на то, что эта «кровь» омоет грехи тех, за кого эти частицы вынуты. За обедней вновь читаются имена усопших, т. е. умерших. И на­конец, после обедни совершается торжественная вселенская панихида (заупокойная служба), за которой еще раз прочитываются поминания.

Родительские субботы приносят церкви и духовенству огромные до­ходы. В эти дни продается много све­чей, просфор, верующие щедро жертвуют в память покойников. Ба­снословные доходы приносит плата за прочтение всех многочисленных записок и поминаний. По своей доход­ности родительские субботы превос­ходят даже такие крупнейшие рели­гиозные праздники, как пасха, рож­дество и др. Но дело не только в до­ходах. В дни родительских суббот ду­ховенство усиливает свои проповеди. В эти дни на все лады проповедует­ся загробная жизнь со всеми ее ат­рибутами: раем, адом и т. д. Во имя загробной жизни верующим предла­гается отказываться от радостей и удовольствий жизни земной, реаль­ной. Им внушается мысль о том, что нет такого греха, который бы бог не простил человеку, если тот искренне раскается, ну а если человек почему-либо не успел или не пожелал этого сделать, тоже не беда: стоит только заплатить батюшке и он вымолит прощение у любвеобильного бога.

Нелепость молитв за умерших оче­видна. Так, например, церковь учит, что бог - праведный судья, которо­му известны не только все дела каж­дого человека, но и побуждения к ним, известны даже самые тайные мысли и желания. И поэтому гряду­щий суд божий рисуется воображению верующих судом справедливым, учитывающим все обстоятельства и мотивы. Бог, говорят церковники, воздаст каждому по заслугам. Но ес­ли так, то какой же смысл молиться за умерших! Ведь, молясь, люди на­деются, что бог услышит их молитвы и отнесется мягче, снисходительнее к грехам покойных. А такая снисходи­тельность несовместима со справед­ливостью и правосудием божьим, потому что в этом случае бог будет судить человека уже не за его дела.

Церковное предписание молиться за умерших ставит верующих в очень неравное положение, что опять же несовместимо с утверждением о спра­ведливом боге. У одного человека после смерти остаются многочислен­ные родственники, друзья и знако­мые, а другой умирает одиноким. Чем же он виноват, что его некому поминать! Где здесь справедливость!

Если верить учению церкви, за умерших нужно молиться возможно чаще. Но кому это нужно! Неужели богу! Разве бог подобен человеку, которого нужно долго упрашивать! Тогда бог не такой, каким его пред­ставляют верующие. Ведь в их пред­ставлении он существо благородней­шее, высочайшее.

Молитвы за умерших несовместимы с всеведением божиим. Ведь если он знает намерения людей, то он не может не знать, что родственники желают покойному райского блажен­ства. Неужели же бог внимает их просьбам только в том случае, если они облечены в определенную фор­му (молитв) и произносятся опреде­ленными лицами (священниками)!

Нет, не нужен людям этот церков­ный обычай. Он нужен только духо­венству, так как дает ему возмож­ность внушать верующим религиоз­ные идеи и приносит солидные дохо­ды церковной казне.