Содержание

Рубрики

Последние статьи

Реклама

Штернберг Л. Я.

Лев Яковлевич Штернберг - видный советский этнограф, один из зачинателей советской этнографической школы. Его исследова­ния в области первобытных религиозных верований представляют большую научную ценность. Они не утратили своего значения и в на­ше время, хотя были написаны около 60 лет тому назад. Это объяс­няется тем, что они основаны на незыблемой почве тщательно прове­ренных этнографических фактов.

Будучи студентом университета (Одесса), Л. Я. Штернберг примкнул к народовольческому движению и в 1886 г. был арестован царской ох­ранкой. После трехлетнего пребывания в тюрьме он был сослан на ост­ров Сахалин. В далекой царской ссылке Штернберг стал заниматься изу­чением жизни и быта сахалинского и приамурского коренного населения - его языков, фольклора, обычного права и религиозных верований.

По возвращении- в 1900 г. из ссылки Л. Я. Штернберг развил актив­ную литературную и научно-этнографическую деятельность. Он был ре­дактором этнографического отдела и автором многих статей по вопро­сам религиоведения в Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.

Им была написана для этого словаря статья «Сравнительное изуче­ние религии». На основе огромного материала и критического анализа современной ему литературы Лев Яковлевич Штернберг описывает ос­новные закономерности развития религиозных верований. Опираясь на данные этнографии и исторического языкознания, ученый решительно от­вергает богословскую монотеистическую теорию происхождения религии путем «божественного откровения» и указывает следующие наиболее ти­пичные, по его мнению, моменты развития первобытных религий.

1.  В основе древнейших религий лежат анимистические представле­ния, т. е. одушевление предметов и явлений природы, и связанные с ни­ми представления о том, что каждое явление природы или предмет при­роды обладают разумом и волей.

2.  Из анимистических представлений вытекает поклонение в природе всякому объекту, который по каким-нибудь причинам представляется че­ловеку более разумным или сильным, чем он сам.

3.  Целый ряд явлений (анатомическое сходство зверей с человеком, подобие человеческих фигур в очертаниях облаков и т. п.) в связи с общим представлением, что причиной всякого явления природы могут быть только существа человекоподобные, породило универсальное веро­вание в существование особых человекоподобных (антропоморфных) существ, обладающих чрезвычайными разумом и силой, управляющих явлениями природы и способных принимать форму любого одушевлен­ного или неодушевленного тела. Таково происхождение антропомор­фических божеств в религиях античного мира.

4.  Из отношений первобытного человека к окружающей природе и в особенности к миру животных возникло верование, что те или другие божества либо специально благодетельствуют человеку, либо стараются вредить ему (добрые и злые гении, боги добра и зла).

5.  Болезнь и смерть в представлении первобытного человека не есте­ственные и неизбежные явления, а результат козней злых божеств или колдовства врагов.

6.  На почве сновидений, галлюцинаций и состояния экстаза наряду с верой в избранничество возникает индивидуальное религиозное твор­чество - прорицательство, юродство, ясновидение и т. п.

Естественно, что в настоящее время некоторые положения Л. Я. Штернберга кажутся спорными. На смену им пришли новые научные данные о развитии религиозных верований. Но для своего времени рабо­та замечательного этнографа имела большое значение, она объясняла происхождение религии естественным путем.

В другой статье Энциклопедического словаря - «Тотемизм» - Штернберг дал исчерпывающий для своего времени обзор и анализ тео­рий и гипотез о происхождении тотемизма. Он указывал, что «генезис тотемизма кроется не в какой-либо одной причине, а в целом ряде при­чин, вытекающих из одного общего источника - своеобразного миро­воззрения человека».

После Октябрьской революции Лев Яковлевич Штернберг получил возможность развернуть большую научно-исследовательскую, организа­ционную и педагогическую деятельность; он работал в комиссии по изу­чению быта и культуры народов СССР, в комитете по содействию на­родам Севера, был одним из организаторов рабфака северных народ­ностей и этнографических кафедр в Географическом институте и в Петроградском университете (1918 г.).

Научные труды Л. Я. Штернберга несколько страдают в методоло­гическом отношении, что является следствием его народнических, идеа­листических взглядов. Так, Штернберг отчасти идеализировал общест­венные отношения у отсталых народов, рассматривал явления духовной культуры и социального строя в отрыве от хозяйственной жизни и т. п. Однако написанные с глубоким знанием дела, основанные на тщательно проверенных фактах религиоведческие работы Л. Я. Штернберга сохра­нили свое научное значение и в наше время.