Содержание

Рубрики

Последние статьи

Реклама

Спиноза Б.

Есть много не познанного человеческим разумом, но непознанное не тождественно с непознаваемым. Поэтому он остается при убеждении, что чудеса равнозначны невежеству и что никакая просвещенная вера не может опираться на чудеса. Он не отрицает, что апостолы совершенно серьезно верили в факт воскресения, подобно тому как евреи совершенно серьезно верили в то, что Бог явился в пламени на горе Синай. Не в буквальном, но в гораздо более высоком смысле Христос действительно воскрес — воскрес из тех мертвых, о которых он сам сказал: «Пусть мертвые хоронят своих мертвых!»
Смысл воскрешения умерших, равно как и воскрешения Христа, надо понимать духовно, и так следует объяснять все Евангелие; в том и состоит различие между иудеями и христианами, что последние истолковали духовно то, что первые признавали в телесном виде. То же относится и к очеловечиванию. Если Писание говорит, что Бог явился в облаке, что он жил в хижине или в храме, то ведь нельзя же думать, что Бог принял природу облака, хижины или храма. Христос называл себя самого храмом Божьим. В этом вся суть. Этот образ означает, что Бог проявился прежде всего в нем. То же разумеет Иоанн, когда в своем учении о логосе он употребляет внушительное выражение: «Слово стало плотью».
После этих объяснений Ольденбург задает философу вопрос, на который он просит ответить по чистой совести: признает ли Спиноза историю о страданиях, смерти, погребении и воскресении Христа буквально или только аллегорически? Он сам принимает ее в буквальном смысле на основании Писания. Ответ Спинозы гласит: «Я признаю, как и ты, в буквальном смысле страдания, смерть и погребение Христа, воскресение же, напротив, — аллегорически». Это было последним письмом, которое он написал своему бывшему другу за год до своей смерти. Ольденбург ответил тотчас же (11 февраля 1676 г.). В этом своем последнем письме, которое лишь недавно было найдено и опубликовано, он повторяет свои прежние возражения и говорит в заключение: воскрешение Христа надо также понимать буквально; если бы оно имело лишь аллегорическое значение, то все Евангелие было бы ложью: «Кто превращает эти вещи в аллегорию, тот разрывает в клочья всю историческую истинность Евангелия».

Чему же учил Спиноза? Чем вызвал он такую ненависть раввинов? Исходным положением Спинозы была мысль, что в основе мира, в основе всего многообразия окружающей нас природы лежит единое материальное начало. Не бог, а материальная субстанция - основа и причина реальной действительности. Причина существования природы, ее развития лежит в ней самой. Для ее объяснения вовсе не нужно прибегать к помощи сверхъестественных сил. Эту мысль он высказывал в своих ранних произведениях, ее он развил в своем знаменитом труде «Этика», над которым работал более 20 лет, а также в «Богословско-политическом трактате».
При первом знакомстве с этими сочинениями создается впечатление, что их никак нельзя назвать вольнодумными. Здесь и привычные для служителей религии слова «бог», «божественная сущность» и т. п. Но стоит вникнуть в смысл этих слов, чтобы понять, как далеки они от религиозных понятий, которыми оперируют богословы. Используя религиозную терминологию, Спиноза делает материалистические, атеистические выводы. Не случайно один из православных богословов, А. И. Введенский, писал: «Если у той сущности, которую Спиноза
называет богом, нет ни воли, ни деятельности по целям, то что же это за бог?»
Высказывая свои атеистические взгляды, Спиноза исследует сущность религии. Он указывает на причины, ее порождающие, к которым относит невежество, неорганизованность общественной жизни и эксплуатацию. Вывод из этого следует сам собой: когда исчезнут эти причины, религия перестанет существовать.
Он исследует «священное писание» и утверждает, что оно вовсе не боговдохновенно, а составлено людьми. На это указывают, в частности, противоречия, несообразности этого произведения. А раз так, то, значит, в писании отразились нравы, воззрения, условия жизни людей, во времена которых оно написано. Это исторический документ - не больше.
Большой заслугой Спинозы является раскрытие роли религии в классовом обществе. Он прямо указывает, что религия служит правящим классам для закабаления народа. «Высшая тайна монархического правления и чрезвычайная для него важность заключается в том, чтобы держать людей в обмане, а страх, которым они должны быть сдерживаемы, прикрывать громким именем религии…» Этой же цели служит и «священное писание», которое старается сделать толпу «не ученою, но послушною».
Нетрудно понять, почему учение Спинозы вызвало такую ненависть служителей религии. Нетрудно понять, почему большую часть жизни ему пришлось провести в изгнании, вдалеке от родины. Вряд ли еще был мыслитель в XVII в., который бы высказывал такие смелые атеистические мысли, делал бы такие глубоко обоснованные выводы, касающиеся сущности религиозного мировоззрения.

Страницы: 1 2 3