Содержание

Рубрики

Последние статьи

Реклама

В. Д. Бонч-Бруевич


Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич - один из бли­жайших соратников В. И. Ленина по созданию про­летарской партии нового типа, видный деятель Ком­мунистической партии и Советского государства. С на­чала формирования Советского правительства в октяб­ре 1917 г. и до октября 1920 г. он был управляющим делами Совнаркома РСФСР, во главе которого стоял В. И. Ленин.

В своей партийно-политической и литературной ра­боте В. Д. Бонч-Бруевич уделял большое внимание изу­чению религиозно-общественных движений в России и делу атеистического просвещения трудящихся.

Его интерес к религиозно-общественным движениям в среде русского крестьянства не случаен. Дело в том, что одним из основных стратегических вопросов подго­товки и проведения пролетарской социалистической ре­волюции в России был вопрос о крестьянстве как союз­нике рабочего класса. Стихийная борьба русского кре­стьянства против самодержавия и господства, помещи­ков и буржуазии нередко приобретала религиозно-сек­тантскую форму, которая служила своеобразной оболоч­кой политического протеста. На И съезде РСДРП в 1903 г. специально был рассмотрен вопрос о политике партии по отношению к религиозному сектантству с док­ладом выступил В. Д. Бонч-Бруевич. В проекте резолю­ции 11 съезда РСДРП об издании социал-демократиче­ского журнала для сектантов В. И. Ленин писал: «При­нимая во внимание, что сектантское движение в России является во многих его проявлениях одним из демокра­тических течений в России, II съезд обращает вни­мание всех членов партии на работу среди сектантства, в целях привлечения их к социал-демократии». Таким образом, изучение идеологии и организации сектантских движений в России, чему посвятил свои занятия В. Д. Бонч-Бруевич с первых шагов научной деятель­ности (его исследовательские и публицистические про­изведения о русском религиозном сектантстве: шести­томный труд «Материалы по истории религиозно-обще­ственных движений в России», изданный в 1903-1917 гг. доклад на II съезде РСДРП «Раскол и сек­тантство в России»; статьи «Старообрядчество и само­державие», «Среди сектантов», «К сектантам» и др.) имело немаловажное значение в работе партии.

В оценке русского дореволюционного сектантства Бонч-Бруевич иногда преувеличивал «христианско-со-циалистические» и «общинные начала» в сектантском движении, называл сектантов «самыми просвещенными элементами» деревни. Но в целом он проводил пра­вильную, марксистскую линию. «Современный научный социализм как учение, - писал он, - исключает преж­де всего всякую религиозную основу».

Высокую ценность представляют также научные и публицистические труды В. Д. Бонч-Бруевича о деятель­ности православной церкви на службе русского само­державия, статьи «Силы русского клерикализма» и «На­ша церковная политика».

Социал-демократическая фракция III Государствен­ной думы в связи с прениями по смете синода в апреле 1909 г. поручила В. Д. Бонч-Бруевичу подготовить ма­териалы для выступления рабочего депутата П. И. Сур­кова с думской трибуны. Политическая задача этого партийного выступления сводилась к тому, чтобы пуб­лично разоблачить реакционную антинародную роль церкви на службе самодержавия и буржуазно-помещичь­ей реакции.

Работа В. Д. Бонч-Бруевича по изучению истории религиозно-общественных движений в России получила высокую оценку советской научной общественности; в 1938 г. ему была присвоена ученая степень доктора исто­рических наук без защиты диссертации.

В 1946-1947 гг. В. Д. Бонч-Бруевич руководил Му­зеем истории религии АН СССР в Москве, в 1947- 1955 гг. - Музеем истории религии и атеизма в Ленин­граде и заведовал сектором истории религии и атеизма Института истории АН СССР.

Избранные атеистические произведения В. Д. Бонч-Бруевича изданы в 1959 г.