Содержание

Рубрики

Последние статьи

Реклама

Великий пост

Некоторые завершающие седмицу дни являются особо чтимыми пере­ходящими памятными днями. Два из них прямо призваны подчеркивать проповедуемые во время великого поста идеи отрешенности от всего земного и спасения души. Так, че­твертое воскресенье великого поста посвящается воспоминанию «препо­добного Иоанна Лествичника» - од­ного из столпов монашества, аскета, проповедовавшего ненависть к миру и полное отрешение от всего земно­го, и пятое - памяти «великой угод­ницы божией преподобной матери Марии Египетской». Сама церковь не отрицает, что Мария Египетская дол­гие годы пребывала блудницей, т. е. в молодости была проституткой. На старости лет она задумала спасти свою душу, и за это церковь прекло­няется перед ней.

Последнее перед пасхой воскре­сенье называется входом господним во Иерусалим или вербным воскре­сеньем (см. стр. 91).

Вслед за вербным воскресеньем наступает самая важная неделя ве­ликого поста - страстная седмица, названная так в память о страстях Христовых, о страданиях этого мифи­ческого богочеловека. В четверг на этой неделе верующие скорбят о предательстве Христа Иудой и об осуждении Христа; в пятницу - о распятии, смерти и погребении Хри­ста; в субботу - о его нахождении в гробу, а в ночь с субботы на воскре­сенье предаются «воспоминаниям» о воскресении. Обстановка каждой из этих служб, как, например, особая торжественность выноса на середи­ну храма плащаницы (изображения лежащего в гробу Христа) в так на­зываемую великую пятницу, служит сильнейшим средством возбуждения религиозной веры, религиозных чувств и настроений.

Заканчивается великий пост в так называемую великую субботу. В этот день после обедни начинается обряд освящения куличей, пасх, яиц и прочей снеди, который длится до са­мой поздней ночи, до начала пас­хальной заутрени.

Стремясь отвлечь внимание от раз­мышления об идеологическом вреде постов, церковники любят поговорить о том, что посты, хотя они и установ­лены господом богом не с целью из­лечения человека от каких-либо телес­ных недугов, благотворно влияют на организм человека, разгружают его органы пищеварения, способствуют долголетию, предотвращают насту­пление преждевременной старости и приносят прочие неисчислимые блага.

Однако с этим никак нельзя со­гласиться.

Посты не имеют ничего общего с врачебной диетой. Диета назначается врачами не огульно всем одна и та же, а строго дифференцированно. Кроме того, если для организма вре­дна какая-нибудь одна пища, то не­достаток ее стараются восполнить другими продуктами. Церковь же, настаивая на постах, толкает челове­ка на длительное ограничение в при­еме почти всех необходимых для ор­ганизма питательных веществ, что приводит к изнурению и истощению организма.

Таким образом, посты наносят не только духовный, но и физический вред. Особенно вредны они детям, которым в связи с ростом и разви­тием организма требуется усиленное питание.

Происхождение постов объясняет­ся совсем не заботой о здоровье че­ловека. Они являются узаконенными церковью пережиткам различных за­претов (табу) и ограничений в пище, возникших на заре человечества в си­лу чисто земных, и прежде всего экономических, причин (недостаток продуктов, сохранение плодов до полного созревания, испытания во время посвятительных обрядов и т. п.). Постепенно первопричина этих за­претов оказалась забытой, они стали вводиться просто по традиции, а за­тем в конце концов на первый план выдвигалось их религиозное обосно­вание, как обрядов, угодных божест­ву. Заимствовав у древних религий многие обряды, христианство заимст­вовало у них и посты, которые оно превратило в религиозное таинство, призванное постоянно напоминать ве­рующим о боге, о страданиях и смерти Христа, о греховности и сует­ности всего земного. Пост и связан­ное с ним покаяние стали выдавать­ся христианскими церковниками за са­мое верное средство достижения вечного блаженства на небесах.

Страницы: 1 2