Содержание

Рубрики

Последние статьи

Реклама

Ярослав Гашек

Короткую жизнь большого чешского писателя Яро­слава Гашека (1883-1923) не измерить линей­кой с годами-делениями. Молодость его прозвенела на бурном рубеже двух столетий, он прошел в солдатском мундире сквозь мировую бойню 1914-1918 гг. Первую в мире социалистическую революцию он встретил на ее родине - в России, писателем-коммунистом создал свою бессмертную книгу «Похождения бравого солдата Швей­ка». Он был не из тех, кто, приотдернув оконную зана­веску, робко прислушивается к жизни. Он всегда был активным ее участником - и тогда, когда подростком шагал по родным пражским улицам в рядах политиче­ских демонстрантов, и когда рвался в Африку, чтобы помочь бурам в освободительной борьбе против англий­ских колониалистов, и когда организовывал с неповто­римым гашековским юмором свою «партию умеренного прогресса в рамках законности», и когда работал в по­литотделе 5-й армии в Сибири, будучи уже членом Коммунистической партии…

Для создания энциклопедии характеров, профессий, типов в «Похождениях Швейка» и многочисленных рас­сказах .мало было только таланта - пусть блестящего, необходимо было глубокое знание жизни. Гашек учился в школе, в гимназии, в коммерческом училище, был уче­ником аптекаря, конторщиком в банке, репортером, ре­дактором, солдатом, «перепробовал» чуть ли не все поли­тические партии своего времени - от анархистов до уже упоминавшейся «собственной» партии. Еще в юности Гашек получил известность у себя на родине, в .Праге, как автор .остроумнейших газетных заметок, непремен­ный участник бесчисленных шуток и мистификаций; он выступал в популярных чешских кабачках с речами-им­провизациями, заставлявшими слушателей покатываться от смеха. Все это было не более чем талантливое озор­ство, дань молодости, брызжущей здоровьем и жизнера­достностью. Но шли годы. Мужал талант Гашека-сатири­ка. Стрелы его юмора все чаще настигают виновников того мерзкого и тупого, что душило человека в окружаю­щей жизни на каждом шагу. Он ищет правду сначала в партии анархистов, потом в наиболее влиятельной тог-


да из чешских партий - националистов и убеждается в ограниченности и бессилии первой и антиреволюцион­ности и дешевом патриотизме второй. Еще работая в га­зете социал-националистов «Ческе слово», он помещает на ее страницах «Открытое письмо», заканчивающееся словами: «…только невежды не знают, что у «Чешского слова» и «Мира животных» политическая линия одна и та же». Письмо это явилось свидетельством крепнущей остроты политического зрения Гашека. Однако, только пройдя через войну и плен, Гашек смог по-настоящему оценить пройденный им путь и ясно увидеть будущее мира. Война до конца вскрыла гнилость и нежизнеспо­собность общества, в котором жил Гашек, а вступление в партию большевиков помогло ему сделать единственно правильные политические и гражданские выводы.

Роман «Похождения бравого солдата Швейка», напи­санный Гашеком по возвращении на родину из Совет­ской России, - блестящая сатира на Австро-Венгрию пе­риода мировой войны, беспощадный приговор капитали­стическому обществу, неминуемо порождающему урод­ливые отношения уродливых людей. Не найдется, навер­ное, ни одного гнойника на теле этого общества, который не был бы вскрыт отточенным скальпелем сатирика. Пи­сатель дал уничтожающую оценку философии капитализ­ма, его морали, его религии.

Гашек ненавидел ложь, которой была пропитана им­перия Франца-Иосифа, поэтому с такой силой обруши­вается его сатира на церковь, где ложь нашла свое наи­более концентрированное выражение. Аббат из рассказа «Уши св. Мартина» пьет «греховное» вино из кружки с порнографическим рисунком и надписью: «Господи боже, отче небесный, благослови дары, что по твоей щедрости мы принимаем». В рассказе «Коза и всемогущий бог» служитель православной церкви произносит богохуль-ственные слова - необходимое условие торговой сделки, которую заключает с ним его «коллега» - мулла, а этот в свою очередь из-за лишних 50 монет утверждает, что «аллах - не аллах». Ложь и лицемерие религиозной мо­рали высмеиваются Гашеком и в таких рассказах, как «Постный день в исправительном доме», «Дела небес­ные», «Бунт арестанта Шельбы», «Как Милан Шпатина стал атеистом», «Нравоучительный рассказ», и многих других. Блестяще написаны Гашеком страницы «Швей­ка», посвященные службе бравого солдата у фельдку-рата Отто Каца - опустившегося пьяницы, один вид ко­торого не допускает и мысли, что бог создал человека по образу и подобию своему. Глава XI - «Швейк с фельдкуратом едут служить полевую обедню» открывает­ся остроумным и полным сарказма рассуждением Гаше­ка о роли священнослужителей на войне. С горечью писа­тель говорит здесь о том, что «ничего не изменилось с той поры, когда разбойник Войтех, прозванный «святым», истреблял прибалтийских славян с мечом в одной руке и крестом - в другой». Разоблачению религии служит и фельетон Гашека «Дневник попа Малюты из полка Иисуса Христа», написанный на русском языке.

Гашек прекрасно говорил и писал по-русски. Его лю­бимыми писателями наряду с Сервантесом и Диккенсом были Гоголь, Толстой и особенно Горький. Так же, как они, Гашек ненавидел мещан и общество, порождающее мещанство. Его «Швейк» - мировая пощечина мещанству.